Методики оценки самооценки

9. Методики выявления лености

9. Методики выявления лености

Методика самооценки лени

Авторы — Д. А. Богданова и С. Т. Посохова [2005, с. 602].

Назначение. Выявление самооценки уровня лености.

Стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходим бланк с 7-балльной шкалой:

Трудолюбивый 1 2 3 4 5 6 7 Ленивый

Инструкция: «Вы видите перед собой шкалу измерения лени. Цифра 1 означает самого трудолюбивого человека, цифра 7 — самого ленивого. Определите, пожалуйста, к какой категории людей принадлежите вы. Отметьте кружком или крестиком ту цифру, которая соответствует вашим представлениям о себе».

Процедура обследования. После того, как психолог убедится, что инструкция понятна обследуемому, предлагается бланк с изображением шкалы. Возможно индивидуальное и групповое обследование. Время выполнения задания — 3–5 мин.

Обработка полученных данных. Уровень лени определяется простым считыванием данных на шкале.

Похожие главы из других книг

1. Методики выявления типов и свойств темперамента

1. Методики выявления типов и свойств темперамента Изучение темперамента человека может быть направленным либо на общую характеристику и определение его типа, либо быть углубленным, ориентированным на изучение свойств. В обоих случаях можно применять весь набор

5. Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями

5. Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ)Методика ТОБОЛ предназначена для психологической диагностики типов отношения к болезни. При такой диагностике задействована типология отношений

8. Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности

8. Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности»Методика создана на основе типологии, разработанной А. М. Марковой и А. Я. Никоновой, и опубликована в книге: Рогов Е. И. Настольная

Методики выявления склонности к помогающему поведению

Методики выявления склонности к помогающему поведению Опросник «Мотивация помощи» Опросник предложен С. К. Нартовой-Бочавер (1992).Формулировки некоторых утверждений переделаны из настоящего времени («сейчас…») в неопределенное время, для того чтобы выявить постоянные

Методики выявления свойств личности, влияющих на помогающее поведение

Методики выявления свойств личности, влияющих на помогающее поведение Опросник «Отзывчивость и доброта — вот ваши слабые места?» Источник: Дюшева С. // Желтая газета. 2011. № 2 (20 января).Инструкция. Вам предлагается дать ответы на поставленные вопросы. Тот ответ, с которым

Методики выявления профессиональной деформации работников помогающих профессий

Методики выявления профессиональной деформации работников помогающих профессий Методика «Профессиональная деформация педагогов» Данная методика является авторской модификацией опросников, имеющихся в психологической литературе, и предназначена для педагогов с

Опросники и шкалы для выявления внутрисемейных отношений

Опросники и шкалы для выявления внутрисемейных отношений Для уточнения невидимых и скрытых от Ваших глаз особенностей жизни Вашего ребенка в Вашей семье и «высветления» еще не высветленных Вами тайных «закоулков» его души, мы предлагаем Вам опросники (шкалы),

Демонстрация выявления пересечения порога

17.3. Экспериментальные методы выявления мотивов

17.3. Экспериментальные методы выявления мотивов Объективными, казалось бы, должны быть экспериментальные методы изучения мотивов. Именно с целью объективизации их изучения в лаборатории Л. И. Божович (1969) были разработаны методики «Светофор» и «Секундомер». В первой

Методики выявления перфекционизма

Методики выявления перфекционизма Опросник П. А. Шулер (1994) ИнструкцияОбведите номер утверждения, который больше всего соответствует вашей действительности. Используйте следующую систему оценки:Абсолютно не согласен – 1 балл.Не согласен – 2 балла.Нейтрален – 3

Методики выявления трудоголизма

Методики выявления трудоголизма Тест «Не трудоголик ли вы?» ИнструкцияОтветьте «да» или «нет» на данные вопросы, затем подсчитайте количество утвердительных ответов.Вопросы1. Характерно ли для вас заниматься несколькими вещами сразу (звонить, поддерживать разговор,

Методика экспертной оценки лености Д. А. Богдановой и С. Т. Посоховой

Методика экспертной оценки лености Д. А. Богдановой и С. Т. Посоховой НазначениеМетодика предназначена для определения уровня лености людей путем опроса нескольких экспертов, хорошо знающих этих людей.Используется семибалльная шкала, в которой цифра «1» означает очень

9. Методики выявления лености

9. Методики выявления лености Методика самооценки лени Авторы — Д. А. Богданова и С. Т. Посохова [2005, с. 602].Назначение. Выявление самооценки уровня лености.Стимульный материал. Для однократного обследования одного человека необходим бланк с 7-балльной шкалой:Трудолюбивый 1

Методика экспертной оценки лености

Методика экспертной оценки лености Эта методика является вариантом методики самооценки лени. Ее авторы — Д. А. Богданова и С. Т. Посохова [2005, с. 604]Назначение. Методика предназначена для определения уровня лености людей путем опроса нескольких экспертов, хорошо знающих

psy.wikireading.ru

Курсовая работа: Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки:

Федеральное агентство по образованию

Мурманский государственный педагогический университет

Факультет педагогики и психологии

На тему:Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки.

кафедры социальной педагогики

и социальной работы, 210 группы

кандидат педагогических наук,

доцент Сергеева Анна Александровна

Глава 1. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы

1.1 Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов

1.2 Общее понятие самооценки

1.3 Характеристика младшего школьного возраста и самооценки, свойственной для этого периода

1.4 Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности

1.5 Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе

Глава 2. Выявление видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте

2.1 Диагностика инструментария исследования

2.2 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента

2.3 Психолого-педагогические рекомендации учителям начальных классов

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно здесь.

На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки. Л.С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка как обобщенное, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе [8, с. 64-65].

Самооценка — важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Поэтому необходимо начинать формирование действий самоконтроля и самооценки с первого года обучения ребенка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят действия контроля и оценки, будет зависеть их дальнейшее обучение.

И так как успешное личностное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте способствует у него развитию уверенности в себе в своих силах, возможностях и способностях. И каждый ответственный руководитель, конечно же, хочет видеть своего ребёнка успешным, зная цену этому качеству личности. Вот почему выбранную тему можно считатьактуальнойи достойной внимания родителей, учителей и педагогов.

В современных психологических исследованиях не существует единого взгляда на проблему развития самооценки, многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги уделяют этой проблеме особое внимание. Это такие выдающиеся люди, как Л.И. Божович, Р. Берне, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Г.И. Катрич, А.И.Липкина, И.А. Слободнюк, А.В.Захарова, С.Л. Рубинштейн, А.Г.Цукерман и др.

Цель исследования: изучить самооценку младших школьников и выявить особенности её развития в начальной школе.

Объект исследования:самооценка учащихся начальной школы.

Предмет исследования:сравнение оценки и самооценки младших школьников.

Гипотеза исследования:самооценка учащихся начальной школы неадекватна.

Базой исследования:явилась средняя общеобразовательная школа № 50 г. Мурманска.

Испытуемымиявлялись ученики 2-4 классов, возрастом от 8 до 10 лет, с разной успеваемость. Их количество составляло 18 человек, из них 11 мальчиков и 7 девочек.

В исследовании были поставлены следующиезадачи:

1. Дать общую характеристику младшего школьного возраста;

2. Охарактеризовать понятие самооценки;

3. Изучить формирование самооценки в младшем школьном возрасте методом оценки и самооценки;

4. Определить роль учителя и семьи в формировании самооценки у школьников;

5. Охарактеризовать понятие самооценки.

1. Теоретический метод (методы анализа педагогической и психологической литературы);

2. Метод сравнения оценки и самооценки;

3. Метод количественной обработки полученных экспериментальных данных.

Методологическая база исследования:подход к изучению самосознания А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, И.С. Кона, В.С. Мерлина; исследования по выявлению структуры самосознания У. Джеймса, Р. Бернса, Л.В. Бороздина.

Написание курсовой работы проходило в несколькоэтапов:

1. Поисковый этап. Подбор научной психолого-педагогической и другой специальной литературы; составление библиографии (октябрь 2006 – декабрь 2006)

2. Экспериментальный этап. Написание теоретической части курсовой работы. Подготовка и проведение эксперимента (декабрь 2006 – февраль 2007)

3. Заключительный этап. Обработка результатов экспериментальной работы и её анализ. Подведение общих итогов (март 2007 – апрель 2007)

Практическая значимость:результатами исследования смогут воспользоваться учителя начальных классов, для воспитания детей с адекватной и устойчивой самооценкой.

Работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения и списка используемой литературы, а также приложений, которые включали в себя бланки с ответами учащихся.

Глава 1. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы

1.1Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов

А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа.Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание — это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее. Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание — это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Исторически самосознание — более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и вместе с ним возникшей речи. Различные акты самосознания — это как бы общение человека с самим собой, для которого необходимо развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем «Я», отличном от «Я» другого (И.И. Чеснокова).

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение «Я» как субъекта («действующее Я») и как объекта самопознания и самоотношения («рефлексивное Я»). В психологической науке это основополагающее для всех теорий «Я» различение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном «Я» содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое «Я» («Я» как объект познания) и «чистое Я» («Я» как субъект познания). Под эмпирическим «Я» (или «Мое») У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это эмпирическое «Я» он подразделяет на три подсистемы: а) материальное «Я» — тело, одежда, собственность; б) социальное «Я» — то, чем признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет столько социальных «Я», сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается; в) духовное «Я» — совокупность психических особенностей, склонностей и способностей. Под «чистым», или познающим, «Я» У. Джеймс имел в виду то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это степень центрации субъективной системы, которая может быть более либо менее отчетливо выраженной или диффузной.

Оценить значение внутренних процессов самосознания трудно, так как они неразрывно связаны с практической деятельностью субъекта, его взаимодействием с внешним миром. Но стоит только прервать связь индивида с внешним миром, поместив его в условия изоляции, и эти внутренние процессы активизируются (И.С. Кон).

Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания и отношения (И.И. Чеснокова). Самосознание предстает как особо сложный процесс (самоосознавание), динамическое образование психики, которое находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании. Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя (Р. Берне). Я-концепция при этом не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения.

Самосознание — сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считал В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами и собственным телом. Сознание «Я» проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Другое представление о структуре самосознания принадлежит В.С. Мухиной, которая выделяет пять звеньев в структуре самосознания.

Первое звено — имя собственное,вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. Идентификация с именем происходит с первых лет: ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает возможность представить себя как обособленного от других уникального индивида.

Второе звено — притязание на признание.С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на «хорошие» и «плохие». Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, стремление к признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообразии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности.

Третье звено — половая идентификация.Она включает психологическое признание собственной идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

Четвертое звено — психологическое время личности.Оно связано с построением субъективной картины жизненного пути, со стремлением соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем.

Пятое звено — социальное пространство личности.Это сфера прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой он принадлежит.

Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция). Когнитивная подструктура — некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая выступает как самопознание — процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание — начальное звено, основа существования и проявления самосознания.

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувственным содержанием. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.

Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляется из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.

В содержании Я — образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, — система самоидентичности и знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, придающие субъекту ощущение уникальности, — дифференцирующая образующая (А.А. Бодалев, В.В. Столин).

Представления о себе многоплановы. Исследователи различают несколько форм представлений о себе, дифференцированных либо по сфере проявлений человека («физическое Я», «социальное Я», «профессиональное Я», «семейное Я», «моральное Я», «духовное Я» и т.д.), либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»), либо по какому-либо иному признаку.

Представления о себе могут быть как позитивными, так и негативными. Отделить знания от оценки, отношения к ним крайне трудно, поскольку они тесно взаимосвязаны. В большинстве исследований эмоциональный и оценочный компонент Я — концепции не разделяют, в таком случае говорят об эмоционально-ценностном самоотношении. Однако ряд экспиреметов убедительно доказывает, что самоотношение и самооценка не тождественны.

Оценочная подструктура — наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, оценка представлений о себе с точки зрения определенной системы ценностей, поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает (Л.В. Бороздина). Самооценивание — осознание человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение — отношения к себе).

Результатом процесса самооценивания является самооценка — суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом. Выделяются частные самооценки — оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка,которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка личности — это не автономная, одномерная переменная и не простая сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых деятельностях, по отношению к значимым мотивам. Таким образом, за единой, интегральной самооценкой (самоуважением) всегда стоит система смысловых образований.

Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности. Младшему школьнику необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять контроль над собой только под руководством взрослого и с участием сверстников.

В целом развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно — ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника [20, с. 87-91].

1.2 Общее понятие самооценки

Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности [18, с. 67].

Традиционно различают разные уровни самооценки: высокий, средний и низкий.

Люди свысокой самооценкойдостаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости; обладают оптимистическим взглядом на жизнь и тенденцией жить здесь и сейчас, рассматривают других, как равных себе, и себя, как равного другим; могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации, не боятся собственных чувств и способны выражать их; вызывают эмпатию у окружающих; довольны собой, миром и другими людьми.

Люди снизкой самооценкойобладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят. Они менее общительны, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям. Для них большую роль играет престиж (к ним применимы слова: «Если бы я занимал более высокое положение в обществе, то имел бы и лучшее мнение о себе»). У них более выражена потребность в одобрении. Они работают менее эффективно при стрессовых условиях или неудачах, в постстрессовый период медленнее возвращаются к первоначальному уровню исполнения. Свое профессиональное будущее находят угрожающим и мрачным, чаще испытывают неудовлетворенность работой, а также неудовлетворенность всеми аспектами своей жизни. Необходимо отметить, что в некоторых случаях низкий уровень самоуважения предпочтительнее, чем высокий. Например, при определенных обстоятельствах люди с низкой самооценкой стремятся собрать больше информации о предстоящей задаче, поэтому их последующие действия оказываются успешнее.

В последнее время многие психологи высказывают идею о том, что для оптимального функционирования необходимсредний уровень самооценки,который является наилучшим для приспособления личности к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях.

Помимо уровня (высоты) самооценки выделяют и другие ее параметры:устойчивость(стабильность во времени),адекватность(правильность, истинность). Соответственно различают следующие виды самооценки:устойчиваяинеустойчивая;адекватнаяинеадекватная; неадекватная оценка может бытьзавышеннойизаниженной (рис. 1)[20, с. 93-94].

domashke.net

Методики исследования самооценки ребенка

Методики исследования самооценки ребенка

Методика 1. «Вербальная диагностика самооценки личности» (Н. П. Фетискин)

С целью исследования психологических особенностей самооценки единственного ребенка в семье и детей, имеющих сиблингов, использовался дифференциально-диагностический опросник «Самооценка», который состоит из 32 вопросов, предполагающих один из пяти ответов: «Очень часто» (при-сваивается 4 балла, «часто» (присваивается 3 балла, «иногда» (присваивает-ся 2 балла, «редко» (присваивается 1 балл, никогда (0 баллов).

Обработка результатов: в соответствии с ключом подсчитывается коли-чество «сырых» баллов. Каждый из пяти вариантов ответов кодируется бал-лами по следующей схеме:

Очень часто Часто Иногда Редко Никогда

4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов

Полученные показатели позволяют судить о выраженности той или иной тенденции в самооценке испытуемого.

В итоге испытуемый может быть оценен: высокий уровень самооценки, средний уровень самооценки, низкий уровень самооценки.

1. Если испытуемый набрал от 0 до 25 баллов, то это означает, что самооценка высокая.

2. Количество баллов от 26 до 45 означает средний уровень само-оценки.

3. 46 баллов и выше сигнализируют о низком уровне самооценки.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму се-бя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представ-ляет, то это адекватная самооценка.

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышен-ной, так и заниженной.

Завышенная самооценка приводят к переоценке себя в ситуациях, кото-рые не дают для этого повода. Вместе с тем подобная амбициозность ставит перед человеком более сложные задачи и претензии к достижениям. В случае успеха закрепляется уверенность человека в своих силах, появляются силы для новых достижений. Но в случае неудач, могут возникнуть разочарования, тревожность, страхи, депрессия.

Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса непол-ноценности, неуверенности в себе. Такой человек воспринимает свои дости-жения и успехи как случайные, временные, не зависящие от него самого. Лю-бая неадекватная самооценка — завышенная или заниженная — затрудняет жизнь человека. Для развития положительного самоотношения, устойчивой положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен по-стоянной заботой и любовью независимо вне зависимости от того, каков он.

Текст опросника представлен в приложении [см. Приложение 1].

Назначение теста: Исследование самооценки личности.

Инструкция к тесту: «Каждый человек имеет определенные представле-ния об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ори-ентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не сов-падают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале име-ются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое вы-полняется в два этапа».

Этап 1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каж-дую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более зна-чимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед други-ми. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого кон-ца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих ка-честв:

I. Межличностные отношения, общение.

1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровен-ность.

4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.

6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостепри-имством, с готовностью чем-нибудь услужить.

7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обще-стве, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, ха-рактеру, привычкам.

10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содей-ствовать их благополучию.

12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность – способность легко входить в общение.

15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои по-ступки и действия.

17. Откровенность – открытость, доступность для людей.

18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с исти-ной.

19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью дру-гих при решении общих задач.

20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения сво-их обязанностей, долга.

1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружаю-щему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и дей-ствия.

2. Гордость – чувство собственного достоинства.

3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и анти-общественные поступки.

5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость – упорство в достижении целей.

15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способ-ность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образ-цом.

8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельно-сти.

13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть послед-ствия, прогнозировать будущее.

14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

17. Находчивость – способность быстро находить выход из затрудни-тельных положений.

18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в стро-гом порядке, логически стройно.

19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, челове-колюбия.

6. Нежность – проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.

8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.

13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.

14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уны-ния.

15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.

18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения жела-ний.

19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдерж-ку.

20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из пер-вого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Об-ведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору ка-честв, затем к третьему и четвертому.

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; каче-ства, выписанные на первом этапе, а затем вычислите их процентное отноше-ние:

Заниженный уровень: 0-34 балла;

Низкий уровень: 35-45 баллов;

Средний уровень: 46-54 баллов;

Высокий уровень: 55-63 балла;

Завышенный: 64 и выше.

Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите набор из 20 качеств лич-ности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правди-вость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жад-ность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимо-сти. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеаль-ных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете про-стить, а какие-то – нет, под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток, под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»

Слова, обозначающие отдельные качества личности:аккуратность, бес-печность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жад-ность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, ис-кренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринуж-денность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, пе-дантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, тер-пеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и по-ставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…»

3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» циф-ру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…»

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

1. Найти значения d, d 2, S d 2

где d — разность номеров рангов. Внести в таблицу:

№ 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20.

2. По формуле Роджерса подсчитать коэффициент корреляции рангов:

где d — разность номеров рангов, n — число рассматриваемых свойств (20)

Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;

Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку;

www.maam.ru

1. Методики для оценки и самооценки волевых качеств

Методика описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция . На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» – 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам не интересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот? Являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы? Так ли это?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Подсчитывается сумма набранных баллов: 0–12 – сила воли слабая; 13–21 – сила воли средняя; 22–30 – сила воли большая.

Опросник для самооценки терпеливости

Методика разработана Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.

Инструкция. Ответьте, согласны ли вы с предложенными вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны, то знак «—».

1. Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.

2. У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.

3. Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.

4. Я могу долго терпеть боль, например, когда болит зуб.

5. Обычно я могу долго переносить жажду.

6. Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть, вылечиться от болезни.

7. Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.

8. Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца.

9. Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».

10. Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.

11. Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы выполнить задание.

12. Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.

13. Несмотря на усталось, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий темп.

14. Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я не тороплюсь.

15. Я нетерпелив к боли.

16. Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести тяжелую физическую работу до конца.

17. Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

18. Я не считаю, что «терпение и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.

Ключ к расшифровке . По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.

Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка своей терпеливости низкая, если отвечавший набирает до 6 баллов включительно, и высокая, если отвечавший набирает 12 баллов и больше.

Опросник для оценки своего упорства

Вам предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны – знак «—».

1. Если это необходимо, я до конца выполняю даже скучную, однообразную работу.

2. Обычно я работаю до тех пор, пока есть желание.

3. Мне нравится решать трудные задачи, головоломки, все то, что называют «трудным орешком».

4. Даже если в работе не все получается, стараюсь продолжать начатое дело.

5. Я много раз пытался планировать свой день, но не смог выполнить намеченного.

6. По возможности я избегаю трудной работы.

7. Если у меня что-то не получается, я делаю это еще и еще раз.

8. Установив распорядок дня, я тщательно его соблюдаю, даже когда мне этого не хочется.

9. При затруднении я часто начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатую работу.

10. Если мне кто-то не позволяет сделать то, что я хочу, я все равно стараюсь выполнить задуманное.

11. Когда что-то не ладится, я нетерпелив и готов послать все к черту.

12. Когда я играю в шахматы или другую игру, то сопротивляюсь до последней возможности.

13. В споре я чаще всего не стараюсь переубедить других.

14. Всегда стараюсь до конца выполнить порученное мне дело, несмотря на возникающие трудности.

15. Я всегда отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

16. При решении трудной задачи я стараюсь сам разобраться в ней, а не надеюсь на помощь других.

17. В споре я обычно тушуюсь перед напором оппонента.

18. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу работать сколько угодно, даже если мне будут мешать.

Ключ для определения степени упорства . Начисляется по одному баллу за ответы «да» по позициям 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18 и за ответы «нет» по позициям 2, 5, 6. 9, 11, 13, 17.

Чем больше баллов наберет обследуемый, тем выше у него упорство.

Опросник для оценки своей настойчивости

Опросник разработан Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.

1. Я уже определил свою цель на будущее и готовлюсь к ее достижению.

2. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она не была.

3. У меня обычно пропадает желание добиваться далекой цели, если что-нибудь этому препятствует.

4. Даже при неудачах я уверен, что все равно добьюсь своего.

5. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, так как считаю, что легче жить сегодняшним днем.

6. Я несколько раз пытался заниматься самосовершенствованием, но из этого так ничего и не вышло.

7. Неудачи выбивают меня из колеи, и я отказываюсь от намерения достичь чего-нибудь значительного.

8. Если уж я поставил перед собой важную для меня цель, то меня трудно остановить.

9. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой.

10. Я много раз пытался спланировать свою неделю, но так и не смог выполнить намеченного из-за плохой самоорганизованности.

11. При возникновении трудностей я начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое.

12. Мне часто бывает трудно довести дело до конца, особенно если для этого требуются недели и месяцы.

13. Мои близкие считают меня одержимым.

14. Я испытываю большое удовлетворение, когда добиваюсь намеченного вопреки имевшимся трудностям.

15. Я часто бросаю на половине пути начатые дела, теряя к ним интерес.

16. Я умею ждать и терпеть, поэтому отдаленные цели меня не пугают.

17. Препятствия лишь раззадоривают меня, делают мои решения более твердыми.

18. Лень, а не сомнения в успехе, вынуждает меня слишком часто отказываться от достижения цели.

Ключ к оценке ответов . По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 1, 2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18.

Чем больше сумма набранных по всем позициям баллов, тем больше у обследованного выражена самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности доводить начатое дело до конца.

Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов»

Методика разработана Н. Е. Стамбуловой. Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Инструкция . Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения.

Варианты для ответов:

5. «Уверен, что да» (–2). Ответив на вопросы первого опросника («Целеустремленность»), переходите к.

следующему, и так до конца, пока не заполните весь сводный протокол. Затем обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников.

1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

2. Неудача в соревновании побуждает меня тренироваться с удвоенной энергией.

3. Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

4. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в институте.

5. Во время тренировки мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.

6. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

7. В каждом тренировочном занятии ставлю перед собой конкретные задачи.

8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.

9. Четкое планирование работы не характерно для меня.

10. Редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в институте, в будущей практической работе.

11. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

12. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.

13. У меня есть главная цель жизни.

14. После неудачи в соревновании долго не могу заставить себя тренироваться в полную силу.

15. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учению и занятиям спортом.

16. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

17. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

18. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.

19. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.

20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

Смелость и решительность 1. Принимая какое-нибудь решение, всегда реально оцениваю свои возможности.2. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.3. Мне трудно выполнять свои обещания.4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.6. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.7. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.8. Меня часто мучают сомнения.9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.10. Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.11. Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.12. Как правило, избегаю рискованных ситуаций.13. Не испытываю страха перед сильным соперником.14. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому.15. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.16. Обычно мне легко удается справиться со своими сомнениями.17. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.18. С трудом преодолеваю страх.19. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.20. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость и упорство 1. Начиная любое дело, уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.2. Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.3. Я не в состоянии принудить себя тренироваться на фоне усталости.4. В соревновании борюсь изо всех сил до последнего мгновения.5. Мне трудно доводить до конца общественные дела.6. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.7. На тренировочном занятии заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.8. Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.9. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всего семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом.11. Обычно не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.12. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.13. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в институте.14. Неудача в ходе соревнований резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.15. В споре чаще всего уступаю другим.16. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.17. Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.18. Не могу заставить себя работать систематически.19. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.20. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

Инициативность и самостоятельность 1. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.3. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.4. При подготовке к учебным занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.5. Отсутствие тренера на соревновании (его советов, поддержки и т. п.) значительно снижает мои результаты.6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.7. На тренировочных занятиях стараюсь придумывать новые упражнения.8. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.9. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.10. В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому.11. Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.12. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.13. К общественной работе отношусь не формально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.14. При изучении любого учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена.15. Обычно не задумываюсь над содержанием тренировки, точно выполняю то, что предлагает тренер.16. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.17. Если уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.18. Процесс творчества не привлекает меня.19. Результаты моих выступлений в соревнованиях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой тренер.20. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне неинтересно.

Самообладание и выдержка 1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.2. В споре мне обычно удается сохранять спокойствие и объективность.3. Не могу нормально тренироваться, если меня что-то тревожит.4. В течение всего соревнования четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.5. Совершенно не переношу боли.6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.7. Неприятности в институте и дома не снижают качества моей тренировки.8. Долгое ожидание очень мучительно для меня.9. Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.10. Во время экзамена иногда не могу ответить даже то, что знаю.11. Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.12. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.13. На экзамене всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.14. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.15. В процессе соревнований с трудом владею собой.16. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.17. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.18. В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.19. Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.20. Специально учусь владеть собой.Ключ к расшифровке. Положения 1, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20 служат для диагностики выраженности волевых качеств, положения 2, 3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 19 – для диагностики генерализованности волевых качеств.Подсчитывается алгбераическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в протокол.Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов – низкий уровень; 20–30 баллов – средний уровень; 31–40 баллов – высокий уровень.Методика «Психологический анализ развития волевых качеств спортсменов» Методика разработана Б. Н. Смирновым для оценки развития волевых качеств у спортсмена по степени сформированности волевых умений.Целеустремленность 1. Умение ставить ясные цели и задачи:а) имею ясную перспективную цель спортивного совершенствования на 3–4 года вперед;б) совместно с тренером планирую спортивный результат на предстоящий год и намечаю конкретные задачи по периодам спортивной тренировки;в) ставлю очередные задачи на ближайшие тренировочные занятия и соревнования.2. Умение планомерно осуществлять деятельность:а) выполняю планы отдельных тренировочных занятий;б) выполняю планы выступления на спортивных соревнованиях;в) участвую в оценке проведенных занятий и соревнований, в корректировке намеченных планов.3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели:а) ради достижения перспективной цели соблюдаю строгий режим;б) намеченные цели и задачи спортивного совершенствования являются мощным источником активности;в) испытываю чувство удовлетворения от самого процесса спортивной тренировки.Настойчивость и упорство 4. Умение длительно добиваться намеченной цели:а) регулярно тренируюсь и неукоснительно выполняю запланированную физическую нагрузку на каждом занятии;б) тщательно, кропотливо отрабатываю технику и тактику спортивных действий;в) старательно, методично преодолеваю недостатки в спортивной подготовленности.5. Умение превозмогать тягостные состояния:а) при развитии чувства усталости проявляю терпение и продолжаю тренировку, не снижая интенсивности;б) находясь в неблагоприятном состоянии (плохое настроение, боль и др.), принуждаю себя к действиям «через не могу»;в) терпеливо и длительно повторяю однообразные, скучные, но нужные упражнения.6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:а) неудачи в исполнении упражнений мобилизуют на достижение цели;б) склонен к увеличению длительности и проведению дополнительных тренировочных занятий;в) активно борюсь за высокий результат до конца соревнования.Решительность и смелость 7. Умение своевременно принимать ответственные решения:а) своевременно принимаю решения о выполнении упражнений, приемов, тактических действий и т. д., когда ситуация не позволяет медлить;б) своевременно принимаю решения о выполнении необходимых действий в условиях физической опасности или риска;в) своевременно принимаю решения о выполнении указанных действий в условиях моральной ответственности перед коллективом или командой.8. Умение подавлять чувство страха;а) в условиях реальной физической опасности испытываю стремление к риску и желание перейти к действию;б) в этих условиях мысленно отключаюсь от переживаний, страха и целиком сосредоточиваюсь на действии;в) в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую.9. Умение безотказно выполнять принятые решения: а) после принятия решения о выполнении опасного упражнения (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению; б) начав выполнение опасного упражнения, продолжаю его и довожу до конца, даже если этому мешают значительные ошибки;в) неудачи при выполнении опасных упражнений мобилизуют на повторенные попытки добиться успеха.Выдержка и самообладание 10. Умение сохранять ясность мысли:а) при выполнении упражнений хорошо сосредоточиваю, распределяю и переключаю внимание, несмотря на действие сбивающих факторов;б) не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач, ошибок и помех, особенно на соревновании;в) в напряженной соревновательной обстановке обдуманно принимаю и выполняю решения, взвешивая «за» и «против».11. Умение владеть своими чувствами:а) легко повышаю эмоциональный тонус (в состоянии апатии, растерянности, страха и др.);б) легко снижаю уровень эмоционального возбуждения (при излишнем волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности и т. д.);в) в случае удачи на тренировочных занятиях и соревнованиях не проявляю излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превосходства и других нежелательных переживаний.12. Умение управлять своими действиями:а) сохраняю технику и контролирую свои движения при появлении болевых ощущений, чувства усталости, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояний;б) несмотря на неудачи и допущенные ошибки, продолжаю выступать в соревновании на уровне своих возможностей;в) в конфликтных ситуациях удерживаю себя от неэтичных поступков (пререканий, грубости, ухода с соревнования и др.).Самостоятельность и инициативность 13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях:а) критически отношусь к советам и действиям других спортсменов; не склонен слепо подражать авторитетным спортсменам;б) самостоятельно готовлюсь к очередным занятиям и соревнованиям (читаю нужные книги, беседую со знающими людьми, выполняю специальные упражнения и т. д.);в) предпочитаю собственный анализ проведенных занятий и соревнований.14. Умение проявлять личный почин и новаторство:а) люблю изобретать новое и оригинальное в технике спортивных упражнений;б) склонен к самостоятельной творческой разработке тактических действий, комбинаций, планов выступления на соревнованиях;в) ищу индивидуальный вариант своего спортивного совершенствования.15. Умение проявлять находчивость и сообразительность:а) легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям привычных условий тренировки и соревнований (другой зал, не те снаряды, плохая погода и т. п.);б) быстро раскрываю тактические «хитрости» соперника и противопоставляю им свои нестандартные действия;в) оперативно исправляю ошибки и неточности в исполнении упражнений, тактических действий на тренировочных занятиях и соревнованиях.Протокол оценки волевых умений (в баллах) Целеустремленность 1. Ставить ясные цели и задачи.2. Планомерно осуществлять деятельность.3. Подчинять себя достижению поставленной цели.Настойчивость и упорство 4. Длительно добиваться намеченной цели.5. Превозмогать тягостные состояния.6. Продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности.Решительность и смелость 7. Своевременно принимать ответственные решения.8. Подавлять чувство страха.9. Безотказно выполнять принятые решения.Выдержка и самообладание 10. Сохранять ясность мысли.11. Владеть своими чувствами.12. Управлять своими действиями.Самостоятельность и инициативность 13. Проявлять независимость в решениях и действиях.14. Проявлять личный почин и новаторство.15. Проявлять находчивость и сообразительность.Постановка диагноза . Пользуясь описанием признаков проявления волевых умений, можно оценить развитие собственных волевых качеств или дать оценку развития волевых качеств другого, хорошо знакомого спортсмена. Читая пункт за пунктом описание признаков волевых умений (а, б, в), следует оценить степень проявления каждого из них и записать соответствующий балл в протокол. Рекомендуется следующая шкала оценки: отчетливое проявление – 2 балла, неотчетливое проявление – 1 балл, не проявляется – 0 баллов.Для большей дифференциации оценки можно использовать шкалу в 7 баллов.Оценка волевых умений. Сложить оценки за каждые три признака проявления волевых умений и записать суммарную оценку в протокол (всего 15 оценок). Для большей наглядности следует представить полученные результаты графически, для чего построить систему координат: на оси абсцисс отложить волевые умения (15 умений), на оси ординат – оценку в баллах (из 6 баллов) и вычертить пять профилей, характеризующих количественно развитие волевых качеств.Методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств» Методика разработана А. И. Высоцким.Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств.Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе: 5 – волевое качество очень сильно развито, 4 – сильно развито, 3 – слабо развито, 2 – очень слабо развито, 1 – волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, например, 3,7 или 4,2 и т. д.).Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно четырем и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях – волевое качество считается слабопроявляющимся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств.Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раз в неделю или если два и более признаков проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.Приводим признаки этих волевых качеств школьников.Признаки дисциплинированности: • сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);• добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);

• недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);

• соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.

• выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);

• умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);

• умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

• умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

• стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

• умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

• умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.).

• проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

• умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

• умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

• соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

• планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

• быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

• выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

• проявление решительных действий в непривычной обстановке.

• проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

• участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

• активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

• стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Выводы. Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности – что это скорее всего качество личности.

bookitut.ru