Эталон самооценки это

Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя и оценить.

Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.

Элементы самостоятельного представления о себе впервые проявляются, в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вот что» и т. п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся элементы неотделенности действий от предмета.

Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя.

Наблюдения и оценочные рассуждения детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки.

Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», »умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как в понятия плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту ребенка образной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста.

Сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.

Установлено, что статус, положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку — «популярные» эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.

На протяжении дошкольного детства сохраняется общая положительная самооценка, основанная на бескорыстной любви, заботе близких взрослых. Она способствует тому, что дошкольники склонны завышать представления о своих возможностях. Расширение видов деятельности, которые осваивает ребенок, приводит к формированию четкой и уверенной конкретной самооценки, в которой выражается его отношение к успеху отдельного действия.

Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет собственную самооценку от оценки себя другими. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе не только общения с взрослыми, но и собственного практического опыта, дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В возрасте трех—семи лет общение со сверстниками играет существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать как с равными. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует развитие относительной самооценки. Она выражает отношение ребенка к себе в сопоставлении с другими людьми.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В три-четыре года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. В этом возрасте ребенок завышено оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения в пять лет ребенок не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о своих познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В шесть-семь лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества. В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные оценки. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5—5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение, сравнения себя с товарищами у детей пяти—семи лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т. А. Репиной показано, у детей трех — четырех лет чаще наблюдается тенденция обосновывать ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»).

Четырех — пятилетние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В этом возрасте намечается желание, что то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика.

В 5—7 лет обосновывают положительные характеристики самих себя, с точки зрения наличия каких- либо нравственных качеств. Но даже в шесть-семь лет не все дети могут мотивировать самооценку. На седьмом году жизни у ребенка намечается дифференциации двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе. Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («нравлюсь») или при общей положительной оценке: «Хороший» — сдержанное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть»).

В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

К семи годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях: он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже. До пяти лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности.

Кроме осознания своих качеств старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции. Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние. Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом.

В группе детского сада существует система ценностных ориентаций, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных представлений. В четыре — пять лет такой диапазон, который ассоциируется у ребенка с понятием: «хороший» в отношении сверстника и себя, невелик (не бить ни кого, слушать воспитательницу, маму). В пять-шесть лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В шесть-семь моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не обманывать, никого не обижать, уступать место старшим). В этом же возрасте большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Но здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. Редко от старшего дошкольника на вопрос «Кто у вас самый хороший»? мы услышим «Я самый хороший», так характерное для самых маленьких. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая. Дети уже стали «большими» и знают, что хвастать некрасиво, нехорошо. Совсем необязательно прямо заявлять о своем превосходстве. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: «хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: «Я не знаю. Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т. п.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми.

Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Данный сдвиг в развитии самооценки имеет значение в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей. У дошкольника складывается способность осознать и ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, расти, чтобы приобрести определенные преимущества. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение личного сознания. Оно появляется к концу школьного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений с взрослым (т. е. теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

Важной составляющей самосознания является осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, т. е. половой идентичности. Первичное знание о ней обычно складывается к полутора годам. В два года малыш, хотя и знает свой пол, обосновать свою принадлежность к нему не может. К трем- четырем годам дети ясно различают пол окружающих и знают о своей половой принадлежности, но часто связывают ее не только с определенными соматическими и поведенческими свойствами, но случайными внешними признаками, такими, как прическа, одежда, и допускают возможность изменения пола.

На протяжении всего дошкольного возраста интенсивны процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентаций на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов поведения. Теперь дошкольник обращает внимание на различия мужчин и женщин не только во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

Анализ литературных источников, посвященных проблеме развития самооценки личности (Т.А.Репина, Е.Е.Кравцова, В. А. Горбачева, Е.В. Субботский, М.И. Лисина, А.И. Сильвестру, Е В. Кучерова и др.), позволяет выделить ряд специфических для дошкольного возраста, закономерностей:

1. Самооценка дошкольника — явление неустойчивое, ситуативное.

2. Динамика формирования самооценки в дошкольном возрасте идет по трем основным направлениям:

а) возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;

б) переход от общей самооценки к частной, дифференцированной;

в) возникновение оценки себя во времени, которая проявляется как в элементарном самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего.

З. Механизм формирования самооценки в дошкольном детстве разворачивается следующим образом:

а) через конкретные виды оценок к обобщенным;

б) через оценки значимых взрослых (родителей, прародителей, педагогов), затем сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач.

4. Наиболее адекватной частной самооценкой в дошкольном возрасте, по сравнению с реалистической самооценкой, свойственной взрослому человеку, признается, как правило, завышенная.

5. Самооценка дошкольника характеризуется:

— целостностью (ребенок не различает себя как субъект деятельности и себя как личность); недостаточной объективностью и обоснованностью; малой рефлексивностью и слабо выраженной дифференциацией;

— наличием завышенного уровня притязаний.

Итак, становление самосознания, без которого невозможно формирование личности,— сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка с взрослыми.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий.

Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

— выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;

— организует деятельность малыша, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;

— представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;

— организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых (М.И. Лисина, Д.Б. Годовикова и др.).

Таким образом, оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициативу малыша. А отрицательные — перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата. Положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу, поскольку ребенок не ощущает ценности первой. Избыток отрицательных оценок при недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженность в отношениях с взрослым. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для формирования оценочных и самооценочных действий дошкольника.

Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Из всего вышесказанного выделим особенности развития самооценки в дошкольном возрасте:

— сохранение общей положительной самооценки;

— возникновение критического отношения к оценке себя взрослым и сверстником;

— складывается осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов; — к концу дошкольного возраста развивается самокритичность; способность мотивировать самооценку.

studbooks.net

Приемы развития адекватной самооценки у обучающихся младших классов на уроках литературного чтения

«Девизом моей педагогической деятельности являются слова выдающегося психолога Л.С. Выготского:

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя и адекватную самооценку. Принцип сознательности и активности – один из принципов развивающего обучения.

Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности.

В своей работе с детьми я уделяю большое внимание формированию адекватной самооценки. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

Я хочу вас познакомить с методикой по формированию адекватной самооценки у младших школьников.

Для этого я использую различные тесты, диагностики, анкеты. Я предлагаю способ диагностики, тест «Изучение самооценки». Вы можете убедиться, что это доступно даже первокласснику, здесь требуется очень немного: посчитайте количество качеств, которые проявляются в вашем характере из столбика А, и из столбика В. Вот ключ для определения самооценки.

Я приглашаю вас стать участниками Мастер-класса. Мастер-класс проводится в форме моделирования урока «Литературное чтение»(1класс), тема урока «Поговорим о дружбе» .Цель урока – учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса – создать условия для формирования адекватной самооценки. Итак, представьте себе, что все вы первоклассники, все вы знакомы с книгой Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик». Я напомню, о чём эта книга:

«О том, как девочке Жене достался удивительный цветок, стоило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как тот час же исполнялось задуманное желание. Женя быстро распорядилась своим цветиком-семицветиком. Шесть лепестков она потратила не долго думая и не сомневаясь. А когда последний – голубенький – остался, она, наконец, задумалась.

Голос девочки: «Чего бы мне всё-таки велеть? Велю -ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет. Лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов. А что толку? Ну. Допустим, всё это я велю и съем и ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трёхколёсный велосипед. Хотя зачем? Ещё чего доброго мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят!

— Отрываем лепесток и давайте все вместе произнесём волшебные слова и покружимся вместе с лепестком:

Через запад на восток,

Быть по-моему вели.

Итак, загадываем желания.

— Какое желание загадала Женя?

Ваши желания самые разные.

— Можно ли оценивать желания?

Валентин Катаев открыл нам, что самые ценные желания те, которые доставляют нам радость, ведут нас к дружбе, доброте и взаимопониманию.

— И так, слушаем, какие же правила вы составили.

Внимательно слушаем друг друга, не повторяем, то что уже сказали.

А теперь внимание на экран, правила дружбы были выработаны человечеством в веках. Оцените свою работу, за каждое правильно подобранное по смыслу правило, поставьте себе один балл.

А как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе? Какое, на твой взгляд, самое главное правило отношений между людьми? Давайте прочитаем, как об этом сказано в Библии.

Во всём, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Итак, получив эталон, мы начинаем сравнивать с ним свои мысли и поступки. Для этого, я предлагаю вашему вниманию фрагмент урока, отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом.»

Задание: Оцените поступки героев сказки с помощью эталона.

-Как изменилась кошка?

Котята совершили благородный поступок. Они сами просились на ночлег, их не пустили, но они не озлобились, не стали мстить кошке.

Итак, подводим итоги.

Вы убедились, что урок, который мы сейчас моделировали, предоставляет возможность:

подготовить к восприятию произведения В.Катаева;

провести нестандартную физкультминутку.

Методика формирования адекватной самооценки может использоваться как на уроках, так и во внеклассной работе.

Коллективная выработка эталона самооценки.

Самостоятельное сравнение мыслей и поступков с эталоном.

Коррекция и самокоррекция.

На проведённом мастер-классе вы увидели эти этапы. Практика моей работы по данной проблеме показала, что последний этап данной методики нуждается в особом внимании. Коррекция должна быть поэтапной и индивидуальной. Конечно же, повысить самооценку учащихся за короткое время невозможно. Необходима систематическая, целенаправленная работа с ними. В такой работе могут быть использованы следующие методы:

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающим миром, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях, общения, снимая опасность социально значимых последствий

Арттерапия – (терапия искусством) это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет детям проявить себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого – познание и изменение личности ребенка.

В своей работе используем следующие приемы самооценки и самоконтроля:

1) Словесные приемы

а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что ты узнал на уроке?

– За что себя можешь похвалить?

– Над чем еще надо поработать?

– Какие задания тебе понравились?

– Какие задания показались трудными?

– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

б) используем наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений

Сегодня на уроке я …

Я могу похвалить…

Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого- либо предмета. Например : изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.

Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.

Как учитель, я стремлюсь, чтобы каждый мой ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда, можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодёжь: самостоятельная, инициативная, с активной личностной позицией.

infourok.ru

Эталон самооценки это

НОУ ВПО «Тверской институт экологии и права»

доктор психологических наук, профессор,

заведующий кафедрой общей психологии и психологии труда

НОУ ВПО «Тверской институт экологии и права»,

начальник кафедры психологии

ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД Российской Федерации им. В.Я. Кикотя»

В статье представлены результаты исследования влияния уровня развития самооценки на успешность учебной и служебной деятельности курсантов образовательных организаций правоохранительных органов. На основе анализа эмпирических данных, полученных в ходе психологического обследования испытуемых по методике Дембо-Рубинштейна, выявлено, что факторами, детерминирующими успешное становление личности профессионала являются: наличие положительной направленности, адекватная самооценка, присутствие индивидуализированного эталона, развитость профессионально важных личностных качеств. Учитывая влияние профессионального «Я-образа» на успешность профессиональной деятельности, практическим психологам правоохранительных органов целесообразно осуществлять диагностику уровня профессиональной самооценки сотрудников ОВД при осуществлении мероприятий профессионального психологического отбора, аттестации кадров, формировании резерва кадров на выдвижение.

1. Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003. – 656 с.

2. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. – М.: Инс-т Психологии РАН РФ, 1993. – 141 с.

3. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. пед. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. – 480 с.

4. Джеймс У. Психология – М.: Педагогика, 1991. –368 с.

5. Кон И.С. Открытие Я. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.

6. Основные виды деятельности и психологической пригодности к службе в системе ОВД / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова– М.: НИЦПМО МВД России, 1997. – 344 с.

7. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально ценностная система – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 108 с.

8. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Т. 1. – 312 с.

sites.google.com

Классный час Формирование адекватной самооценки младших школьников

Классный час в начальной школе

» Формирование адекватной самооценки младших школьников»

В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание формированию адекватной самооценки. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня самооценки учащихся.

Для этого мы используем различные тесты, диагностики, анкеты. Я предлагаю способ диагностики, тест «Изучение самооценки». Вы можете убедиться, что это доступно даже первокласснику, здесь требуется очень немного: посчитайте количество качеств, которые проявляются в вашем характере из столбика А, и из столбика В. Вот ключ для определения самооценки .

Если количество слов из столбика А больше 6, а из столбика В меньше 4, то ваша самооценка завышена. Если наоборот, она занижена. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, то ваша самооценка близка к адекватной.

Я приглашаю вас стать участниками классного часа. Классный час проводится по теме «Поговорим о дружбе» .

Цель урока – учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки.

Цель мастер-класса – создать условия для формирования адекватной самооценки.

-Итак, представьте себе, что все вы первоклассники, все вы знакомы с книгой В.Катаева «Цветик-семицветик». Я напомню, о чём эта книга:

«О том, как девочке Жене достался удивительный цветок, стоило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как тот час же исполнялось задуманное желание. Женя быстро распорядилась своим цветиком-семицветиком. Шесть лепестков она потратила, недолго думая и не сомневаясь. А когда последний , голубенький, остался, она, наконец, задумалась.

Голос девочки: «Чего бы мне всё-таки велеть? Велю ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет. Лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов. А что толку? Ну. Допустим, всё это я велю и съем и ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трёхколёсный велосипед. Хотя зачем? Ещё чего доброго мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят!

Нет. Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там всё-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучшего. Главное, не торопиться.»

— У нас есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придётся сорвать последний лепесток и загадать только одно желание, самое искреннее желание обязательно сбудется.

Лети, лети лепесток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

-Итак, загадываем желания, на экране возможные варианты.

— Что вы загадали? Кто хочет сказать своё желание?

— В конце концов, Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать, у него были больные ноги. Женя использовала свой последний лепесток, для того чтобы вылечить больного мальчика. Именно это желание принесло ей много радости.

— Все ли желания одинаково важны для нас?

В.Катаев открыл нам, что самые ценные желания те, которые доставляют нам радость, ведут нас к дружбе, доброте и взаимопониманию.

Для того чтобы что-то оценить нужен эталон.

— Давайте попробуем составить наш эталон самооценки. Я приглашаю вас поработать в группах, создать правила дружбы. Пожалуйста, кто желает. Напишите на ваших листках 5 правил дружбы. На эту работу отводится 1 минута.

— Итак, слушаем, какие же правила вы составили.

— Внимание на экран, правила дружбы были выработаны человечеством в веках. Оцените свою работу, за каждое правильно подобранное по смыслу правило, поставьте себе один балл.

Поднимите листочки, у кого 5 баллов.

Мы составили много правил, но нет одного самого важного правила. Подумайте, какого?

Есть одно правило, зная которое, других правил не нужно было составлять.

Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними .

-Как вы понимаете эти слова?

Золотое правило Библии позволяет человеку оценить свои мысли и поступки, чётко разделить их на хорошие и плохие, на добрые и злые.

-Что нужно сделать каждому из нас, чтобы мир вокруг стал добрее?

-Итак, получив эталон, мы начинаем сравнивать с ним свои мысли и поступки. Для этого я предлагаю ващему вниманию фрагмент урока, отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом.»

Задание: Оцените поступки героев сказки с помощью эталона.

— Оцените поступок котят.

— Оцените поступок кошки.

-Котята совершили благородный поступок. Они сами просились на ночлег, их не пустили, но они не озлобились, не стали мстить кошке.

-Итак, подводим итоги.

-Вы убедились, что урок, который мы сейчас моделировали, предоставляет возможность:

научить ребёнка понимать и оценивать свои мысли и желания;

развивать коммуникативные навыки групповой работы;

Методика формирования адекватной самооценки может использоваться как на уроках так и во внеклассной работе.

Методика включает 4 основных этапа:

Диагностика уровня самооценки (проводим периодически)

На проведённом мастер-классе вы увидели эти этапы. Практика моей работы по данной проблеме показала, что последний этап данной методики нуждается в особом внимании. Коррекция должна быть поэтапной и индивидуальной. Для этого у каждого ученика есть портфолио. Это показатель результативности работы и хороший диагностический материал.

Анализ результатов моей работы показал, что к 4 классу количество детей с адекватной самооценкой увеличилось, а с завышенной или заниженной сократилось. Как учитель, я стремлюсь, чтобы каждый мой ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда, можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодёжь: самостоятельная, инициативная, с активной личностной позицией.

docbase.org

13 знаменитостей, которых спалили за использованием Фотошопа.

Селебрити любят фотографироваться. И это понятно: за каждое удачное фото на обложке журнала, они получают деньги, внимание, узнаваемость, комплименты и повышение самооценки.

Звезды стремятся к совершенству. А когда самостоятельно достигнуть желаемого идеала не удается, на помощь приходит Фотошоп. Он и корректирует фигуру знаменитости, превращая ее в эталон.

Многие пользуются этой программой, как спасительным лайфхаком, но тщательно скрывают это. Использование графических редакторов для изменения фото вызовет шквал критики. И это понятно. Поклонники хотят видеть настоящий облик знаменитости. Они готовы любить ее такой, какая она есть. И очень обижаются, заметив подставу.

К тому же сейчас в тренде естественность. Погоня за нереалистичными стандартными с помощью диет, пластики и коррекции изображений в Фотошопе — порицаются.

Редакция «ОФИГЕННО» сделала подборку фотографий селебрити, на которых они явно перестарались с улучшением самих себя и это стало заметно.

«Vogue» опубликовал это фото австралийской супермодели Миранды Керр после Victoria’s Secret Fashion Show в 2012 году.

Но, когда сама Керр запостила в своем Инстаграме этот же снимок через несколько месяцев, бдительные фанаты заметили разницу. Ее талия намного тоньше, чем на оригинальном снимке. Девушка объясняла, что скачала фото из Интернета и не заметила применения графического редактора. Но это уже не первый случай, когда за моделью замечают подобное.

Кайли Дженнер, американская модель и участница телешоу «Семейство Кардашьян», также попалась на горячем.

На заднем плане видно, как искривилась стена. Но девушка, защищая себя, утверждает, что в ее доме такая форма занавесок и это нормально.

Джордин Вудс, лучшая подруга Кайли Дженнер, также опубликовала фото.

Обрати внимание на ковер: линии на нём должны быть прямыми, но нет. Девушки учатся друг у друга.

И американская певица Ариана Гранде отличилась.

ofigenno.com

Эталон красоты глазами психолога

Автор-гость: Мария Древовера

Некрасивых женщин не бывает. Встречаются те, которые просто себя недооценивают.

Самое удивительное заключается в том, что те, кто собой недоволен, часто общаются с людьми, которые тоже ими недовольны.

Те, кто гордится своей внешностью и адекватно оценивает свою привлекательность, могут сталкиваться с критикой, но абсолютно на нее не реагировать. Их окружают люди, которые ценят их не только за внешность (хотя и внешность им тоже не мешает дружить, любить, строить благополучные взаимоотношения).

Во все времена существовали различные каноны красоты. Акцент делается на том, какими физическими параметрами человек должен обладать, чтобы считаться красивым.

Но сколько людей могут соответствовать тому идеалу, который считается привлекательным? Единицы!

Что делать тем, кому от природы не даны формы, которые считаются идеальными?

Здесь люди выбирают один из двух путей:

  1. Адекватно оценивают свои внешние данные, делая себя красивыми в соответствии с тем, что у них есть.
  2. Желают во что бы то ни стало подогнать себя под «эталон красоты».

В первом случае речь идет об уверенных и обладающих адекватной самооценкой людях. Они не стремятся быть моделями и примерами для подражания, а желают быть просто привлекательными, имея те параметры тела, которые им даны от природы.

Нет ничего плохого в том, чтобы не соответствовать неким идеалам красоты. Плохо не любить свою индивидуальность и различными способами с ней бороться, поскольку это приводит к развитию качеств, которые наблюдаются у людей, пошедших по второму пути самосовершенствования.

В случае выбора второго пути человек запускает механизм собственной неудовлетворенности и развития низкой самооценки. Пока он станет идеальным, он будет постоянно огорчаться из-за собственной внешности. А это понижает самооценку и уверенность в себе.

Когда человек не считает себя красивым, какими бы параметрами тела ни обладал, это проявляется в его характере и манере поведения. Окружающие тоже начинают его судить по внешности так же, как он сам это делает. Это еще больше вводит в депрессию, когда человек себя не любит и никто другой не желает его любить, пока он не станет идеальным.

Адекватная оценка своих внешних данных и понимание своей индивидуальности — верные помощники на пути к подлинной красоте.

Современный эталон красоты

  • Подростковая фигура при отсутствии округленных женских форм для женщин.
  • Накачанный торс, рельефный живот либо подростковая недоразвитая мальчишеская фигура для мужчин.
  • Как быть тем, кто имеет округлые женские формы и развитые мужские черты? Ценить свою индивидуальную красоту или подгонять себя под мифический образ, который вскоре станет неактуальным — выбор каждого.

    blogs.elenasmodels.com

    Строительная компания

    сб — вс 10.00 — 17.00

    Группа компаний Etalon Group известна с 1987 года. Её основателем является Вячеслав Заренков. Первоначально строительная организация сформировалась как ремонтно-строительное управление — ЛенСпецРСУ (1987 г.) в составе объединения «Союзэлектронстрой». Позже оно преобразовалось в «ЛенСпецСМУ» (1988 г.). В 1995 году организация была реформирована в ЗАО «Специализированное Строительно-Монтажное Объединение «ЛенСпецСМУ». Впоследствии компания активно создает дочерние предприятия, выполняющие отдельные строительные и производственные виды работ. В 2001 году в структуре группы появилась управляющая компания «Эталон». В настоящее время Группа компаний Etalon Group обеспечивает все этапы строительного процесса — от инвестиций до управления недвижимостью. Компания занимается преимущественно строительством жилья комфорт-класса. В марте 2017 года АО ССМО «ЛенСпецСМУ» было переименовано в АО «Эталон ЛенСпецСМУ».

    За время работы ГК «Эталон» ввело в строй более 130 жилых и коммерческих объектов, что составляет более 5 млн. кв.м. В период с 2010 по 2015 годы темпы роста объёмов сдачи в эксплуатацию составили 19%. Сейчас в портфолио Группы насчитывается 28 проектов в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области, общая площадь которых составляет 2,72 млн кв. м. Объемы строительства позволяют ГК «Эталон» лидировать в секторе массового жилищного строительства в Петербурге.

    В группу компаний входят предприятия, реализующие все стадии инвестиционно-строительного процесса: от освоения земельного участка до эксплуатации готовой недвижимости. Отделы продаж компании открыты в 42 городах России.

    В 2006 году компания вышла на второе место среди 130 лучших застройщиков России согласно рейтингу Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ГосСтрой) и заняла второе месте в конкурсе «Элита строительного комплекса России». В 1999 г. ГК «Эталон» была удостоена золотой медали Ассоциации промышленников Франции «За заслуги в области строительства и использование прогрессивных технологий в практике». С 2000 года ССМО «ЛенСпецСМУ» получило свидетельство ЭСОН (Экспертный совет по определению надежности строительных фирм) о включении компании в перечень надежных и стабильно работающих компаний, регулярно проходит проверки на соответствие международном стандартам ISO 14001:2004 и ISO 9001:2008.

    Важными этапами развития холдинга стало присвоение «ЛенСпецСМУ» в 2006 году кредитного рейтинга на уровне «В», прогноз – «стабильный» от международного рейтингового агентства — Standard & Poor's, размещение в 2007 году еврооблигаций в сумме 100 млн долларов и выход на IPO Лондонской фондовой биржи в 2001 году. В 2013 году рейтинг был повышен до уровня «B+». С 20 апреля 2011 г., глобальные депозитарные расписки ГК «Эталон» торгуются на основном рынке Лондонской фондовой биржи.

    В 2012 году чистая прибыль «Эталон» составила около 4,5 млрд руб., в 2013 году — 6,7 млрд руб., а в 2014 г. — 8,4 млрд руб. По итогам 2015 года было введено в эксплуатацию 502 тыс. квадратных метров реализуемой площади. В 2015 г. ГК «Эталон» заключила новые контракты на продажу недвижимости общей площадью 385 тыс. кв. м на сумму 35 080 млн рублей. Компания Jones Lang LaSalle оценила портфель проектов «Эталон» на конец 2015 года в 104 384 млн руб. млн рублей по сравнению с 104 286 млн руб. годом ранее.

    Спонсорская и благотворительная деятельность холдинга включает поддержку спорта и культуры: ГК «Эталон» участвовала в строительстве детского учебного автовелогородка и музыкальной школы, спонсирует спортивные соревнования и праздники, оказывает помощь клубу по тэквон-до «Чигири».

    Также ГК «Эталон» регулярно помогает социальной гостинице «Мечта», где предоставляется временный приют и проводятся мероприятия по адаптации для выпускников детских домов.

    Структура ГК «Эталон» насчитывает около 28 предприятий. В том числе:

    • ЗАО ГК «Эталон», управление компанией;
    • ЗАО «ЭталонПромстрой», специализируется на проектировании и строительстве жилья;
    • АО «Эталон ЛенСпецСМУ», заказчик-застройщик, генподрядчик.

    www.novostroy.su