Если самооценка выше среднего

Самооценка. Комплекс неполноценности. Часть 1.

Мне давно хотелось написать что-то полезное на тему самооценки, потому что в сети я встречал много размазанных туманных утверждений и мало конкретики. Думаю, пришло время разобрать и этот механизм на кусочки, а потом сложить снова, чтобы иметь четкое представление о том, как это работает.

Слово «самооценка» подразумевает, что человек оценивает сам себя. Чтобы процесс оценки происходил – что нужно? По сути две вещи:

1. Объект оценивания.

2. Мерило или критерий оценивания. Линейка, если хотите.

В работе с самооценкой нам нужно работать с обоими элементами. Но сперва давайте разберемся, что они из себя представляют, и как взаимодействуют.

Что обычно является объектом оценивания, когда мы оцениваем себя? Да в общем все, что нас касается, начиная от физических качеств и заканчивая нашими достижениями. При этом нашу самооценку составляет не оценка одного единственного качества, а как бы общий результат, сумма оценок. Но и это еще не все. В этом общем результате некоторые отдельные качества могут иметь больший удельный вес и сильнее влиять на самооценку.

Если вся самооценка это 100%. То эти 100% могут распределяться, например, так:

Чувство юмора 15%

Умение танцевать 17%

Доброта, умение сопереживать 8%

Это очень упрощенный вариант. На самом деле, конечно, все сложнее.

Что это может значить? Это может значить, что этот человек убежден, что, чтобы быть ценным, нужно хорошо выглядеть и чего-то достичь в жизни. Он скорее всего точно так же будет оценивать других людей и ожидать, что они ценят его именно за эти качества.

Еще хочу обратить внимание на то, что, если у человека в его системе самооценки удельный вес интеллекта не высок, это далеко не всегда будет значить, что он глупый. Нет, он может быть очень даже умным, просто при этом не ценить это свое качество и верить, что для других оно тоже не является ценным. Если такой человек умен, но при этом некрасив, то он будет страдать низкой самооценкой, потому что в соответствии с его убеждениями именно это ценно, а не его интеллект. Это очень важно понимать. Более детально я напишу об этом ниже.

Теперь давайте поговорим о критериях. Критерий — это тот эталон, с которым мы ведем сравнение. В рамках самооценки – это убеждение в голове о том, как правильно, как должно быть. Оно вовсе не является истиной. Просто человек в это верит и сравнивает себя и свои качества именно с ним. И от того, какой критерий он выбрал для сравнения, очень сильно зависит, какой будет результат.

Давайте рассмотрим пару примеров.

Девушка “в теле”, оценивая свою внешность и сравнивая себя с моделями с обложки журнала мод, испытывает неудовлетворенность, ее самооценка понижается, потому что она не соответствует установленным критериям.

Эта же девушка в эпоху ренессанса была бы эталоном красоты. И если бы она исходила из этих критериев, ее самооценка наоборот росла бы.

Другой пример: рост мужчины 175 см может считаться средним в нашей стране, в то время, как в Китае, он будет выше среднего, или даже высоким.

В какой-то компании умение играть три аккорда на гитаре будет расцениваться как хорошее умение. Среди людей окончивших хотя бы музыкальную школу это всего лишь начальный навык.

От того какой критерий, зависит результат сравнения. А самооценка по сути и является этаким комплексным результатом сравнения. Если мы, сравнив с эталоном, получаем соответствие критериям (грубо говоря , зачет), или наши качества даже превышают критерии, самооценка растет. При этом мы испытываем ощущение внутреннего удовлетворения собой. Если же наоборот, то внутри возникает неприятное ощущение и мысли “я плохой”, “недостаточно хорош”, “хуже остальных”.

А теперь интересный момент. Если человек не обладает какими-то особыми качествами и достижениями, но при этом и критерии у него не высокие, такие, которым его качества соответствуют, он будет обладать хорошей самооценкой. Он будет удовлетворен собой. Ценить себя и относиться к себе хорошо.

И наоборот, человек может обладать рядом замечательных качеств, но если его критерии оценки задраны до небес, он будет мучиться постоянным комплексом неполноценности, чувствовать, что он недостаточно хорош, все время стремиться вверх.

И это будет влиять на всю его жизнь, потому что он верит, что и другие его оценивают так же, даже в тех случаях, если это не так. Сквозь эту призму он смотрит на жизнь.

Основная идея, которую на данном этапе важно понять, это то, что самооценка – это всегда взаимодействие оцениваемого объекта и критериев, по которым он оценивается. Поэтому всегда есть два варианта выравнивания самооценки:

1. Улучшить свои качества, так чтобы они соответствовали критериям.

2. Понизить критерии оценки так, чтобы качества опять же начали им соответствовать.

Любой из этих вариантов приведет к тому, что человек после оценки себя будет испытывать удовлетворение. Ну и наоборот, как вы уже поняли, при несоответствии он будет испытывать негативные чувства по отношению к себе, что будет сказываться на его поведении. Если у человека еще и выработан механизм самогнобления, то это создает дополнительный слой проблемы. Такие люди не просто чувствуют себя недостаточно хорошими, они внутри себя пытаются решить проблему негативной мотивацией, самодолблением, чтобы заставить себя стать лучше и наконец-то начать соответствовать собственным(родительским) заданным критериям. Но на практике комплекс неполноценности только усугубляется.

Еще мне встречались случаи, где у человека нет критериев. Ему просто давали понять, что он недостаточно хорош, но не говорили, что нужно, чтобы быть хорошим. Тогда у человека возникает убеждение вроде «Я ничтожество, просто потому, что я такой, потому что родители дали мне это понять, поэтому меня нельзя любить». И он просто в это верит как в некую истину. В таком случае идет работа над тем, чтобы избавиться от этого убеждения и дать человеку понять, что его родители были неправы. При этом нужно выработать свои собственные критерии и стремиться к их достижению.

Второй интересный момент касается того, что я писал выше об удельном весе какого-то конкретного качества в общей оценке. Например, если человек верит, что именно внешность важна и оценивает себя по этому параметру, он будет просто игнорировать остальные свои положительные качества. Даже если они на высоте, человек будет мучиться из-за комплекса неполноценности, если его внешность недостаточно хороша.

Но бывает и обратное. Человек, имея какой-то недостаток в какой-то одной сфере, компенсирует ее в другой. К примеру, имея низкий рост или недостаточно хорошую внешность, человек может компенсировать это накачанными мышцами, большими заработками, чувством юмора и т.д., если он позволяет себе не зацикливаться на своем недостатке, а наоборот развивать достоинства и учится ценить себя за них. Часто результатом терапии является именно хорошая компенсация.

Думаю, пришло время разобрать реальный пример работы над самооценкой из моей практики.

Я долгое время работал с клиентом, который страдал комплексом неполноценности. Он довольно умен, у него есть чувство юмора, он умеет одеваться, целеустремлен, подтянут, без вредных привычек, неплохо зарабатывает. При этом имеет проблемы в отношениях. Точнее, он вообще не имеет отношений, и это проблема. Он боится сближаться, избегая возможности оказаться недостаточно хорошим, так как это причиняет боль. Мы много ковырялись в детстве, пробовали разные подходы. Но я никак не мог нащупать корневой элемент. Были сдвиги, но основное как-то не решалось. Потом я таки понял, что не так, и именно это сделало самый важный в моем представлении сдвиг в лечении его комплекса неполноценности.

Причины низкой самооценки были следующими:

1. Ему с детства долбили про его худобу и внешность, поэтому в его самооценке очень большой удельный вес играла внешность и особенно телосложение. Из того, что ему регулярно на это указывали он сделал вывод, что именно это важно, в отличии от других его замечательных качеств, на которые не обращали внимание. По сути можно сказать, что была зацикленность на внешности.

При этом критерий оценки себя был довольно высоким. Он тяжело работал в качалке, но его телосложение и обмен веществ не позволяли ему достичь той планки, которую он себе поставил. Это причиняло постоянные страдания, создавая навязчивое желание заниматься больше. Были сильные разочарования, когда мышцы не росли.

2. Что касается других качеств, то они имели малый вес в общей сумме самооценки. Более того, критерии оценки для них были задраны так высоко, что эти качества просто ничего не значили для него. То есть, он верил, что быть умным – это на уровне ученых или разбираться в чем-то на уровне хорошего специалиста, иначе, лучше вообще молчать и не иметь мнения; иметь чувство юмора – это прямо быть душой компании, или на уровне комика; зарабатывать деньги – это сотни тысяч и т.д. и т.п. В сравнении с этими критериями он себя оценивал вообще никак, поэтому регулярно испытывал ощущение собственной неполноценности.

И раз за разом я слышал фразу о том, что ему нечего предложить девушке, ему нечем выделиться, он ничем не может быть интересен другим людям. И все это при том, что он был в моем представлении, гораздо выше среднего. Но, начитавшись книг, собирая свои критерии по крупицам из разных источников, он задрал планку так высоко, что чтобы до нее допрыгнуть, нужно быть сверхчеловеком.

В его случае мне удалось добиться изменений, когда мы трансформировали убеждения о важности внешности и снизили критерии оценки всех остальных качеств. Тогда к нему пришло понимание, как много у него замечательных качеств и вместе с этим появилось внутреннее ощущение собственной ценности. Самооценка начала выравниваться.

Еще пару слов о том, откуда берутся критерии для оценки себя. Обычно мы их черпаем из внешнего мира в процессе развития. От родителей, друзей и учителей, из журналов и фильмов. Кому как повезет. Иногда эти критерии могут быть совершенно дурацкими, и тогда в кабинет приходит парень, который страдает из-за того, что у него недостаточно длинный пенис. И это при том, что уже в трех клиниках ему отказали в операции по удлинению, потому что с пенисом то все в порядке. Непорядок в тех критериях оценки, которые он применяет сам к себе. А в результате появляется комплекс неполноценности. И это даже не выдуманный мной случай, а реальный пример из практики.

Поэтому критерии, по которым человек себя оценивает, в первую очередь зависят от среды, в которой человек развивался. В нашем обществе, например, как и в западном, все больше и больше основным критерием оценки становятся достижения, а не внутренние качества человека. И чтобы чувствовать себя полноценным, многим необходим автомобиль, одежда и прочие внешние атрибуты достатка. Один мой клиент, не имея этих вещей, не может позволить себе пойти на свидание. А если даже и пойдет, то чувство, что он недостаточно хорош, не позволит ему проявлять себя свободно, быть открытым. Свои личностные качества он ценными вообще не считает, они не имеют никакого веса в его системе оценивания.

Есть еще кое-что, что связано с критериями оценивания – нарциссизм. Это когда у человека вообще нет своих четких критериев оценивания. Он все время оглядывается на других. Единственный критерий для него – это одобрение или неодобрение другими людьми. Если одобрили, значит, он хороший и самооценка взлетает до небес, если нет – падает ниже плинтуса. И получается, что у таких людей самооценки как бы и нет. Есть только постоянные нестабильные колебания и зависимость от мнения других, вечный страх оказаться недостаточно хорошим. Они и сами не знают, какие же они на самом деле.

Но это тема для другой статьи. Как вы понимаете здесь я только выстроил скелет, на который я постепенно буду наращивать остальное шаг за шагом, потому что описать такую комплексную структуру за один раз очень непросто. А пока я открыт к вопросам и обсуждению здесь или на форуме.

pro-psychology.net

Инструкция к тесту

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

I. Межличностные отношения, общение.

Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.

Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,

Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

Общительность – способность легко входить в общение.

Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

Откровенность – открытость, доступность для людей.

Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.

Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

Гордость – чувство собственного достоинства.

Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

Настойчивость – упорство в достижении целей.

Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.

Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.

Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

Веселость – беззаботно-радостное состояние.

Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

Нежность – проявление любви, ласки.

Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.

Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.

Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.

Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.

Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.

Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.

Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.

Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:

Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то – нет), под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Образец бланка к тесту

Обработка результатов теста

В колонке №3 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке (Идеал) стоит на 1 ранговом месте, а во второй (Я) – на 7; dбудет равно 1-7=-6; такое качество как «принципиальность» и в первой, и во второй колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «равнодушие» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а во второй – на 2. В этом случае d будет равно 20-2=18 и т. д.

В колонке №4 нужно подсчитать d 2 по каждому качеству.

В колонке №5 подсчитывается сумма d 2 , то есть:

Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:

n – количество сравниваемых пар

В случае n=20 формула приобретает следующий вид:

Значения R будут находится в пределах [-1; +1].

Интерпретация результатов теста

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:

I. Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения. С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.

II. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы, отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.

III. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам. Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480

studfiles.net

о красоте, о стиле, о современной жизни

не бойтесь совершенства, вам все равно его не достичь

Адекватная самооценка — миф или реальность?

Большинство людей считает, что может легко ответить на этот вопрос. И одновременно с этим считает, что другие заблуждаются в оценке себя (переоценивают, конечно же).

Это намекает на некоторые неудобные нестыковки.

Чем больше мы узнаем о самопознании, тем очевиднее, что понимания самих себя и того, как нас видят другие как не было, так и нет.

Вы считаете себя отличным другом, прекрасным поваром или умнейшим человеком в офисе? ( не на показ, но внутри-то знаете, чего уж ).

Представьте себе, так считают почти все, кто вас окружает.

Это иллюзорное превосходство — внутренняя убежденность многих в том, что они-то точно выше среднего. Во всем. От вождения автомобиля ( кто так водит! вот я..) до исполнения работы (все такие тупые..).

Исследования этого явления указывают на то, что люди особенно заблуждаются, когда дело доходит до суждения о чертах, которые они считают крайне желательными или крайне нежелательными.

Оценка собственного интеллекта почти не соотносится с результатами тестов IQ. Люди с высокой самооценкой переоценивают свои умения, в то время как люди с заниженной — недооценивают их. Самооценка базируется скорее на самоуверенности, чем на объективности. Физическую привлекательность ( еще одно качество, о котором многие заботятся), очень трудно оценить по той же причине.

Призрачное превосходство имеет и свои преимущества. Люди, уверенные в том, что они лучше среднего,чувствуют себя защищеннее и самоувереннее. Им, в какой-то мере, легче играть на социальной площадке ( «дуракам везет», помните?). С другой стороны — сколько печальных биографий связано с тем, что жизнь все таки сбивала с человека корону.

Самопознание неплохо работает там, где вы оцениваете черту, в которой есть опыт.

Например, профессиональные спортсмены лучше понимают свои таланты и слабости, чем любители, а врачи более точно судят о степени медицинских знаний.

Чем больше фокус — группа, тем чище самооценка. Легко считать себя лучшим качком-атлетом во дворе среди соседей, просто так, потому что хочется. На соревнованиях и даже на подготовке к ним корона слетает моментально.

Поэтому если вы хотите знать, являетесь ли вы в чем-то лучше среднего, разумнее пройти обьективный, непредвзятый тест, а не считать так опираясь лишь на гнилой костыль убеждения, что все вокруг тупые и страшные.

Как видят нас другие?

Кто я? Я тот, которым считаю себя, или тот, которого видят остальные?

Вопрос требующий скорее осмысления, чем ответа. Личная идентичность тесно связана с отношениями с другими людьми.

Частая ошибка в оценке мнения окружающих о собственной персоне заключается в том, что мы о себе слишком много знаем. Человек пользуется информационной базой своего прошлого, к которой нет доступа у других. Ваш детский провал в спорте невидим для окружающих. Но вы-то о нем помните и поэтому, если вас попросят оценить веру окружающих в ваши силы в соревнованиях, вы все равно дадите оценку, исходя из своего, а не из их, знания.

Люди 24/7 погружены в свои чувства и мысли и это препятствие, когда дело доходит до самооценки.

Если спросите другого, насколько он добр и внимателен он ответит вам, исходя из его намерения быть добрым и внимательным, а не по факту действий.

Именно поэтому те, кто вечно собирается бегать по утрам, часто думают о себе как об активных людях с хорошей самоорганизацией — собираются ведь.

Другие не видят вас изнутри, поэтому их оценки бывают точнее собственных. Не точны, а именно — точнее.

На что еще опереться в осознании себя и того как нас видят окружающие? На мораль и внутреннюю нравственность.

Все моральные устои крепко сотканы из социальной эволюциии человечества и представляют собой не унылые формулы ограничений, нарушать которые круто, а крепкий и удобный стержень, который помогает человеку чувствовать себя уверенно, быть сильным, эволюционировать дальше.

Сегодня многие пренебрегают нормами морали по возможности (если бы не закон и вовсе бы не озадачивались), да и внутреннюю нравственность не слишком желают выращивать — это ведь так обычно, так средне, так «для всех». Обогнать, подрезать, обмануть, украсть — вот где сила, брат. Окружающие смотрят на таких как на обезьян недоразвитых, но иллюзорное превосходство не даёт обезьянам этого понять (морщатся, думают они, а в душе трепещут! ).

Но это только в фильмах безродный бродяга голыми руками побеждает армии. В реальности безжалостные силы эволюции веками истребляли зарвавшихся одиночек. Выживали только те, кто умел кооперироваться, придерживаясь правил, создающих моральный облик. А те, кто умел делать это хорошо брали власть и ресурсы в свои руки.

В нескольких исследованиях волонтерам давали описание отдельных лиц, а затем изменили различные аспекты личности этих лиц.

Люди виделись резко другими, только если моральные черты, такие как порядочность и лояльность, были изменены или удалены. Это не влияло так сильно, когда в характеристике меняли такие черты, как чувство юмора или умственные способности. Например, в семьях, где старшие страдали деменцией, их все равно воспринимали по прежней картинке. Отношение резко менялось только тогда, когда менялись их нравственные качества — они становились нечестными или злыми.

В другой статье голосование показывает, что лучше быть экстравертом, чем экстра-умным. Почему? Читайте здесь.

Расскажите как оцениваете себя, чем руководствуетесь?

Навигация по записям

Адекватная самооценка — миф или реальность? : 10 комментариев

Хочется верить, что я оцениваю себя адекватно )

Мнение окружающих это подтверждает )

Но оно никогда не будет для меня главным

Когда я хочу узнать ответ, я собираю мнения своей фокус группы : близких родных и любимых

Мнения остальных — это зачастую зависть и ряд других негативных качеств

Я свободна от их оценок, и в этом моя сила ???? ??

Самооценка адекватная. Постоянно проводились психологические тесты в детском саду, школе и универе, по этому это даже не моё мнение, а экспертное. Хотя я бы отметила большую значимость не самооценки как таковой, а её стабильности и зависимости/не зависимости от окружающих, ведь это намного важнее. А то есть не мало знакомых, чья самооценка ровно пропорционально удачам и неудачам (даже самым мизерным) и/или влияниям посторонних, и от этого страдает и сам человек и окружающие, такие люди крайне тяжёлые.

Надеюсь, у меня завышенная самооценка. Именно она заставляет идти вперед, не пасуя перед трудностями.

У меня заниженная изначально, но надеюсь, что сеичас уже более адекваная самооценка. Раньше я себя оценивала именно по отголоскам из детства, сейчас прерываю эти неадекватные мысли и заставляю себя идти вперед. Считаю, что лучше иметь слегка завышенную самооценку, чем заниженную.

Чем выше самооценка тем лучше. Согласна с предыдущими комментаторами. Я думаю что «нормальной самооценки» совсем н у кого нет. Потому что никто не знает что это такое. Адекватная самооценка это вообще как? У всех людей включая психологов самооценка неадекватная, или занижена или завышена. Лучше второе, чем первое.

Согласна с мнением Lena — лучше иметь слегка завышенную самооценку, чем заниженную.

Да, я соглашусь со всеми. Когда на голове корона легче по жизни идти вперёд! Зачем нужна адекватная самооценка в мире, где все о себе мнят не известно что))

Адекватная нужна, чтобы адекватно оценивать свои силы, а то вон их сколько со «слегка завышенной самооценкой», которым жизнь показывала кто они на самом деле.

У меня со школы была сильно завышенная самооценка,ничего Жизнь научила,крылья пообломала)) потом была сильно заниженная и сейчас , средняя адекватная. Завышенная плоха тем,что сильнее падать при неправильном расчете сил, а заниженная тем,что трудно встать с колен.

Очень приятно удивлён, особенно учитывая что наткнулся на статью в ленте мозилы… Порадовало разностороннее рассмотрение вопроса ??

Но есть одно большое но, кое в силу вышеозначенной причины даже опишу…

Самооценка — блеф глобалистов, внедрённый в социологические вопросы для продвижения тенденций эгоцентричности и цинизма, во всех их проявлениях — представление себя более как отдельный элемент, нежели как частичку общества, имюещую определённые характеристики по части влияния на сие общество. Так же понятие призвано отвлечь от вопросов стратегической значимости, таких как самосознание.

Дело в том, что пока не понимаем что мы такое и как произошли, какие группы факторов влияют на наше психическое состояние и формирование мыслепрограмм, природу возникновения импульсивных эмоций и поступков (и это я взял минимум..) — В Лучшем случае мы сможем выдавливать из себя субъективные, Оценочные взгляды на тенденции, имеющие место быть в наших проявлениях.

Так что вопрос самооценки как таковой, может рассматриваться лишь на задних планах, а учитывая склонность человека видеть себя лучше чем он есть на самом деле — увлечение сим понятием и вовсе становится дровами для тщеславия, либо же в обратной крайности — поводом для всеобъемлющей апатии и всевозможного избегания ответственности(разумеется мнимого, возможности то влияния на близлежащие ситуации по факту почти всегда есть).

В текущих реалиях, где обыватель ФАКТИЧЕСКИ не способен разобраться в сих сложнейших вопросах — приоритетной задачей становится выработка методологии по совершенствованию своих личностных\моральных\духовных качеств — как средства обретения контроля над собой, своей жизнью.

Самый верный(и простой, потому и верный) метод — Постоянная выработка в себе тех лучших качествах человечества, коими мы бы желали обладать, и искоренение в себе нежелательных качеств. Всё это достигается через старательную фильтрацию наших побуждений и помыслов. Важно помнить, что чистота действий начинается с чистоты мыслей. Следует всегда стремиться к пониманию окружающих, нежели осуждению, важно помнить что все мы люди и часто склонны заблуждаться, каждый находится на своих этапах развития, и поступает соответствующе…

Стоит и упомянуть о главнейшем препятствии на пути совершенствования наших проявлений — это тщеславие, гордыня.

Но рецепт благо давно дало универсальное православие — блаженный склероз на поступки и достижения наши благие)) Сделал хорошее дело — забыл, т.к. если будешь лишний раз вспоминать — считай дрова подкидываешь к тщеславию. А это банально демотивирует, смещая фокус внимания с вопросов самокритичности и перспектив саморазвития, к вопросам где мы уже и так преуспели. А это сразу же расслабляет. Ведь чем более мы считаем себя успешными, тем меньше стимул стремиться к новым высотам.

Ведь согласитесь, если не вспоминать про наши благие качества, менее благими они от этого не станут)) А вот если привыкнуть себя хвалить за подобное… вот вам и неконтролируемое нами тщеславие, коим болеют даже многие попы, не говоря про нас, мирян)

зы» Всех вам благ! Очень надеюсь увидеть от вас новые статьи ??

www.ellyblog.com

Как разнятся зарплаты в России и странах Европы

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Если перевести зарплаты россиян в доллары, то видно, что доля потребителей с доходами ниже среднего выросла на треть. Примерно так же снизилась доля тех, кого можно причислить к людям с доходами выше среднего. В целом средняя зарплата в России по-прежнему гораздо меньше, чем в Западной и Восточной Европе, подсчитали аналитики Fitch Rating.

Фактическое снижение реальных располагаемых доходов населения в России — тех, что остаются после всех обязательных выплат — продолжается четвертый год подряд. По данным Росстата, самое большое снижение реальных располагаемых доходов произошло в 2016 году — минус 5,9%. Затем падение замедлилось. По итогам января-сентября 2017 года доходы упали на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За четыре последних года доходы российских потребителей совокупно сократились на 11%, подсчитали аналитики рейтингового агентства Fitch Ratings в докладе «Российский потребительский рынок в контексте глобальных трендов».

«Если говорить о структуре населения по доходам (среднедушевым — Би-би-си), здесь можно заметить позитивные сдвиги: снизилась доля населения, которое живет с уровнем доходов, близким к прожиточному минимуму», — добавляет директор Fitch Татьяна Бобровская на презентации доклада. Это показано на графике.

Но если смотреть на ситуацию с доходами, рассчитанными в долларах, то оснований для оптимизма становится меньше. Получается, что благосостояние российских потребителей снизилось гораздо сильнее, чем в случае с рублевыми зарплатами.

По подсчетам Fitch, в 2013 -2016 годах доля россиян с доходами менее 220 долларов выросла почти в три раза — с 10% до 29%. При этом доля граждан с доходами более 900 долларов упала примерно на столько же — с 28% до 11%.

При анализе доходов следует принимать во внимание еще и уровень цен в России по сравнению с другими странами, отмечает Бобровская.

В Fitch рассчитали, как изменилась средняя начисленная заработная плата за последние три года с учетом паритета покупательной способности (ППС), который учитывает разницу в ценах в России и за рубежом.

Для подсчетов были использованы данные Росстата. Показатели ППС аналитики взяли у Организации экономического сотрудничества и развития, которая рассчитывает их для каждой страны.

В итоге получилось, что с 2013 по 2016 год средняя зарплата с учетом ППС в России снизилась на 6,5% до 1451 доллара.

И по этому показателю Россия отстает от стран не только Западной, но и Восточной Европы.

Например, в Литве средняя зарплата с учетом ППС составляет 1,9 тыс. долларов, в Польше — более 2,1 тыс. долларов, в Германии — более 3,8 тыс. долларов.

Потребители оживились и покупают в кредит

Макроэкономические показатели в первом полугодии свидетельствовали о сдержанном восстановлении, но показатели третьего квартала принесли неприятный сюрприз. Рост ВВП замедлился до 1,8% против 2,5% по итогам второго квартала по данным Росстата.

Тем не менее, спад доходов замедлился, а потребительская уверенность вернулась к докризисному уровню, констатируют в Fitch. Но уверенного роста пока нет, отмечает Татьяна Бобровская.

«Я не хочу, чтобы у вас создалось впечатление, что теперь потребители с радостью расширяют свое потребление и увеличивают покупки, — нет, по-прежнему высока доля тех людей, которые ожидают, что ситуация в экономике будет оставаться сложной. Но их становится меньше», — говорит эксперт.

Замедление инфляции до рекордно низких значений и рост кредитования поддерживают потребление.

О росте кредитования ранее уже заявляли в ЦБ. В октябре в обзоре «Инфляционные ожидания и потребительские настроения населения» регулятор писал, что в первые два месяца осени увеличилась доля тех, кому ничего не удалось отложить за последний месяц, и тех, у кого нет сбережений.

В октябре продолжился рост доли людей, у которых есть кредиты: 41% против 33% в августе. «Отмечаемые тенденции в сберегательных настроениях в целом указывают на постепенное увеличение потребительской активности населения», — говорилось в обзоре.

Кредитование увеличивается за счет объемов займов и снижения ставок, полагают аналитики Fitch. «Число жителей, которые пользуются кредитами, практически неизменно за последние несколько лет», — сказала Бобровская.

По мнению Fitch, для потребителей в России главным по-прежнему остается фактор «низкие цены без ущерба для качества», свежие продукты и шаговая доступность магазинов.

Аналитики считают, что спрос в массовом сегменте, к примеру, в магазинах-дискаунтерах, будет расти сильнее, чем в премиальном, а покупатели будут активно пользоваться промо-предложениями.

По мере роста потребительской уверенности может усилиться интерес к гипермаркетам. В крупных городах будет спрос на натуральные и органические продукты, а также на готовую еду, прогнозирует агентство.

www.bbc.com

Низкая самооценка: как ее повысить?

Низкая самооценка делает нас более уязвимыми к самым незначительным психологическим уколам, так что даже мелкие неудачи и разочарования могут пробить стены, прорваться через психологические укрепления и глубоко проникнуть в нашу душу. Если наша самооценка невысока, то такие мелочи, как критика начальства или отмена встречи с другом, ухудшают наше настроение гораздо больше, чем должны. Мы начинаем обвинять в происшедшем себя, принимая события слишком близко к сердцу и чересчур медленно приходя после этого в себя. Действительно, низкая самооценка превращает обычный психологический обстрел, которому периодически подвергается каждый из нас, в настоящую осаду. Есть ли способы как-то повысить самооценку?

Но и высокая самооценка влечет за собой свои трудности. У нарциссов колоссальная самооценка и исключительно высокое самомнение. Вместе с тем они легко обижаются и выходят из себя, когда их критикуют, даже если критика незначительная (для таких людей не бывает небольших оскорблений). Раз они так остро реагируют даже на маленькие замечания, немудрено, что им свойственна мстительность: они во что бы то ни стало хотят проучить тех, кто уязвил их раздутое эго. Завышенная самооценка заставляет обвинять других в наших собственных ошибках, игнорировать негативные отзывы окружающих, а также осложняет принятие ответственности за то, что мы сделали. А коль так, то мы рискуем снова и снова совершать одни и те же ошибки, что неминуемо приведет к проблемам на работе и в личной жизни.

Однако при сравнении с другими людьми все мы, независимо от того, высокая у нас самооценка или низкая, считаем себя выше среднего уровня! В то же время по статистике две трети из нас относятся к разряду средних в каждой отдельно взятой сфере (только один человек из шести демонстрирует показатели выше среднего уровня и один человек из шести — ниже среднего). И хотя мы ни за что не желаем быть средними, психологи собрали немало доказательств того, что именно средний уровень самооценки (не слишком высокий и не слишком низкий) — наиболее оптимальный.

Люди с низкой самооценкой часто охотнее слушают отрицательные отзывы, чем комплименты, потому что это больше соответствует их мнению о самих себе. Низкая самооценка наделяет нас поразительной сопротивляемостью положительному опыту и информации. А ведь именно такая обратная связь может восстановить наше чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах. Но хотя мы нуждаемся в этой информации больше всего на свете, низкая самооценка не дает нам ее принять, а, наоборот, заставляет закрывать уши и даже спасаться бегством. Почему же так происходит? При хронически низкой самооценке чувство собственной никчемности становится частью нашей личности. Мы привыкаем к нему и ощущаем себя с ним вполне комфортно.

Психологам уже давно известно, что информация, которая укладывается в рамки существующего у нас мировоззрения, воспринимается как убедительная, а сведения, значительно расходящиеся с нашими убеждениями, обычно отвергаются. Если мы считаем себя непривлекательными, нам гораздо проще принять комплимент «Сегодня ты неплохо выглядишь», чем «От твоей красоты дух захватывает». Когда люди с низкой самооценкой прослушивают на тренингах позитивные утверждения (или произносят аффирмации), которые сильно расходятся с существующими у них убеждениями, содержащаяся в них информация воспринимается как ложная и отвергается целиком и полностью. Тем самым наша вера в истинность противоположного только крепнет.

Случай 1: Бо и его друзья

Друзья забывали пригласить его на вечеринки, безжалостно критиковали его и при этом имели наглость занимать крупные суммы денег и не возвращать. Бо отчаянно стремился найти женщину, которая стала бы его женой, но и здесь друзья больше мешали ему, чем помогали. Он пытался заговаривать с девушками на вечеринках, но приятели все портили своими шутками о его никчемности.

Когда Бо пришел на сеанс, он рассказал, что находится в сильной зависимости от всевозможных тренингов личностного роста. Дошло до того, что он даже приобрел специальное приспособление, которое корректировало его «мозговые волны» во сне (но единственное, что было скорректировано, — это его банковский счет). Он прослушал огромное количество сообщений, нацеленных на подсознание, таких как «Я достоин только лучшего, и для меня нет ничего невозможного». Но когда женщины опрометчиво делали ему комплименты, считая его милым, добрым и заботливым, он сразу же уходил в себя. «Она ведь совершенно меня не знает! — возмущался он. — Она даже не представляет, какие у меня проблемы!» Затем Бо неосознанно прилагал максимум усилий, чтобы продемонстрировать, каков он «на самом деле», после чего женщины, естественно, уходили.

Почему же он позволял своим друзьям так с ним обращаться? Люди с низкой самооценкой редко идут на конфронтацию и с большим трудом принимают решение о прекращении деструктивных отношений, которые, естественно, приносят им больше вреда, чем пользы. Позиция, которая выражается словами «не до жиру, быть бы живу» или «бери, что дают», не позволяет предпринимать никаких активных действий. Мы убеждены, что установка границ, предъявление требований или заявление о своих ожиданиях — пусть даже вполне разумных и нисколько не завышенных — повлекут за собой немедленное отвержение. Само собой, другие быстро замечают, что мы редко берем на себя инициативу, не любим возражать и протестовать, что в их глазах делает нас менее ценными. Со временем они и вовсе перестают думать о наших чувствах и потребностях.

Проблема Бо заключалась в том, что некоторые друзья действительно могли его бросить, если бы он потребовал уважения к своей личности. Некоторые, но не все. Я постарался объяснить ему, что разговор начистоту станет лакмусовой бумажкой, которая проверит качество его дружеских отношений. Те, кому он не безразличен, согласятся с возражениями Бо и начнут относиться к нему с бо?льшим вниманием и заботой. Те же, кто не готов его понять, не заслуживают звания друзей.

Я сильно сомневаюсь, что все друзья Бо были эгоистами и манипуляторами, хотя, конечно, они вряд ли заслуживали вручения Нобелевской премии мира. Большинство из нас прикладывают ровно столько усилий, сколько требует ситуация. Если небольшой порции заботы и внимания вполне хватает и нам позволено брать, не давая почти ничего взамен, то мы и будем так поступать. Дело не в том, что мы плохие. Просто мы не привыкли делать больше, чем нужно. Если бы от нас требовалось больше, мы старались бы лучше. Это справедливо почти для всех отношений.

Случай 2: Глэдис и ее муж

Глэдис, 40-летняя женщина, пережившая рак груди, также была очень невысокого мнения о себе. Впрочем, в отличие от Бо, она страдала от низкой самооценки не всю жизнь, а только несколько последних лет. Виной всему были тяжелейшие эмоциональные удары, нанесенные ей после постановки страшного диагноза. Когда она проходила курс химиотерапии, от нее ушел муж, причем без всякого предупреждения. Демонстрируя вопиющую жестокость, он вручил ей документы о разводе через посредника, который встретил ее у выхода из больницы в день выписки после двойной мастэктомии.

Когда я встретил Глэдис, она не была похожа ни на героиню, победившую смертельную болезнь, ни на спортсменку, которая в студенческие годы выиграла несметное количество медалей и кубков, ни на веб-дизайнера, создавшего успешный бизнес после развода. Робость, неуверенность в себе и застенчивость — вот что бросалось в глаза в первую очередь.

Она рассказывала: «Сейчас я терплю лишения, потому что мне не платят столько, сколько я заслуживаю. От меня требуют, чтобы я бесплатно делала вещи, о которых изначально речь не шла. К сожалению, обычно я поддаюсь уговорам настойчивых людей. Они давят на меня, и я в конце концов уступаю».

КАК ЛЕЧИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАНЫ?

1. ОПРЕДЕЛИТЕ СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ И НАСТРОЙТЕСЬ ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ЦЕННОСТЬ

Вопреки тому, что нам часто предлагают произносить позитивные аффирмации о том, чего мы желаем, их польза вызывает сомнения. Наш герой Бо так пристрастился к этому подходу, что ему было сложно его оставить. Но он согласился включить в свои «мантры» активные действия. Например: «Когда я одалживаю кому-то денег, я говорю о том, что их нужно вернуть в срок» и «Если друг расстраивает меня, я имею право выразить недовольство».

Самыми эффективными установками для нас будут те, которые подчеркивают совершенно реальные и наиболее ценные качества нашей личности: нашу надежность, преданность, тактичность и так далее (в противовес позитивным установкам, перечисляющим желанные качества, которыми мы не обладаем). Напоминание себе о собственной ценности, которую не способны перечеркнуть никакие реальные и воображаемые недостатки, немедленно повышает нашу самооценку и сопротивляемость неудачам и отвержение. Есть несколько советов, как повысить самооценку.

Выделите время, чтобы вспомнить и записать свои сильные стороны.

2. УЙМИТЕ КРИТИЧЕСКИЕ ГОЛОСА В СВОЕЙ ГОЛОВЕ

  1. Все мы переживали неудачи, стыд, унижение и отвержение и ругали себя за это. Выберите одно такое событие и детально опишите, что приключилось и как вы себя чувствовали. Как всякий человек с заниженной самооценкой, вы наверняка при этом сгустите краски.
  2. Теперь вообразите, что все это случилось не с вами, а с близким вам человеком. Вам больно наблюдать за его страданиями, поэтому вы решаете написать ему письмо, чтобы он почувствовал себя лучше. Постарайтесь выразить в нем всю свою доброту, понимание и заботу, напишите, что разделяете его чувства, и не забудьте упомянуть, что он заслуживает сопереживания и поддержки.
  3. Еще раз опишите то же событие, но теперь только факты, максимально объективно. Скажем, расскажите, как совершили несколько ошибок во время презентации, но не пишите, что коллеги из-за этого потеряли к вам уважение. Как бы они ни отреагировали, надо помнить, что низкая самооценка заставляет нас истолковывать выражения лиц и жесты других людей чересчур негативно.

3. НАЧНИТЕ ДЕЙСТВОВАТЬ

Подавляющее большинство статей, книг и тренингов, которые обещают избавить нас от ощущения беспомощности и неуверенности в себе, упускают из виду одну вещь: уверенность в себе — это не чувство, а качество. И сформировать его возможно не визуализацией или аффирмациями, а только действием. Необходимо начинать с задачи, решение которой нам не кажется самым сложным. При этом, если мы все-таки потерпим неудачу, ее последствия не должны быть тяжелыми. Нужно сначала собрать как можно больше информации о способах достижения поставленной цели и разработать план, которого мы будем придерживаться.

Расположите все моменты, когда ваша низкая самооценка не позволяет вам отстоять себя, по порядку. Оцените ваши шансы на успех и степень тяжести последствий в случае неудачи. Например, Бо решил напомнить своему другу Тимоти про взятые в долг 2000 долларов. Тимоти обещал вернуть их в течение трех месяцев, но с тех пор прошел уже год. Бо называл его своим «наименее близким другом», поэтому имело смысл рискнуть отношениями и попросить о возврате долга. А Глэдис решила обсудить пару «доработок сайта», которые клиент попросил ее сделать «в нагрузку» без взимания платы. Эти доработки казались ей недостаточно существенными, чтобы клиент отказался от ее услуг, если бы она попросила оплату. Итак, они рискнули действовать. И что же?

ТЕРПЕНИЕ И НАСТОЙЧИВОСТЬ

Следует помнить, что приобретение уверенности в себе — это процесс, а не одномоментное действие. Нам нужно быть готовыми к тому, что не все наши усилия принесут быстрые плоды и что необходимо проявлять настойчивость.Первоначальный план Бо провалился, потому что его приятель перенес беседу на вечер, а потом и вовсе отменил, сославшись на усталость. Когда Глэдис позвонила своим клиентам насчет дополнительной работы, они даже не захотели ее слушать.

Каждая неудача будет учить нас тому, как разрабатывать более эффективный план действий. Бо составил удобный график выплат и направил его Тимоти по почте, приложив чистые конверты со своим обратным адресом. Он старался излагать только факты и ни в чем не обвинял своего друга. В ответ Тимоти извинился и прислал чек на первую часть суммы. Глэдис продолжала электронную переписку с клиентами до тех пор, пока они не согласились заплатить ей за дополнительную работу.

Справившись с первым пунктом из списка, следует использовать прилив сил для решения следующей задачи. Нужно действовать, пока воспоминания об успехе еще свежи! Конечно, должно пройти время, прежде чем наш эмоциональный иммунитет окрепнет, и тогда мы начнем действовать более эффективно. Однако с каждым маленьким триумфом мы становимся все сильнее и сильнее.

interesnoje.ru