Диагностика уровень самооценки

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

2) ум, способности;

4) авторитет у сверстников;

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Количественная характеристика (балл)

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007

Методика самооценки личности (Будасси)

Слова, обозначающие отдельные качества личности : аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм .

1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»

2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

1. Найти значения d, d 2 , S d 2

где d — разность номеров рангов. Внести в таблицу:

psihologn.org

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — "здоровье" — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";

б) высоту самооценки — от "0" до знака "х";

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Оценка уровня притязаний (В.К. Гербачевский)

Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу: +3 – полностью согласны; +2 – согласны; +1 – скорее согласны, чем не согласны; 0 – нейтральное отношение; — 1 – скорее не согласны, чем согласны; — 2 – не согласны; — 3 – полностью не согласны. Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия) (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3). Нужно выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую состояние в момент обследования. Старайтесь использовать весь диапазон цифр и, по возможности, избегать нейтральных оценок (цифра 0). Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.

Анализ и интерпретация данных исследования

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. ) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. ).

Таблица. Ключ к компонентам мотивационной структуры личности.

lektsii.org

Диагностика уровень самооценки

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Просмотров научной работы: 32987

Комментариев к научной работе: 6

Поделиться с друзьями:

В современном мире все большее значение приобретают проблемы становления регулятивных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Центральное место среди факторов, которые обуславливают формирование механизмов саморегуляции, занимает самооценка, детерминирующая направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге предел его достижений.

Вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности в достаточной степени исследованы в трудах отечественных и зарубежных специалистов: Е.Т. Соколова, 1 А.В. Петровский, 2 Р. Бернс 3 и другие. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам 4 В психологии самооценка представлена как главное личностное образование и важнейший компонент «Я-концепции». 5 Адекватная самооценка – необходимый психологический фактор формирования зрелой личности, который играет значимую роль в становлении ее индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

В последнее время вопросы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самоуважения, устойчивости личности занимают важное место в проблематике психологии личности. Подобные явления достаточно сложны и неоднозначны для научного познания, успех их изучения во многом зависит от степени совершенства применяемых методов исследования. Интерес человека к изучению особенностей своей личности – самооценке, темпераменту, интеллекту, эмоциональным состояниям и так далее – повлек за собой появление множества методик исследования личности, в частности методик исследования самооценки, среди которых есть как эффективные, пригодные для практического применения, методики, так и те, валидность и надежность которых можно поставить под сомнение.

Цель данной работы заключается в исследовании особенностей диагностики самооценки личности.

1) Изучить понятие самооценки личности, ее виды, уровни и социально-психологическую сущность;

2) Изучить методики исследования самооценки личности.

1. Социально-психологическая природа самооценки

Американский философ и психолог Уильям Джемс был первым представителем зарубежной психологии, который ещё в 1892 году стал изучать самооценку в рамках исследования самосознания. Он отмечал зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Р.Бернс отмечает, что У.Джемс вывел формулу самооценки, обозначив ее термином «самоуважение»: самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь. 1

Роберт Бернс рассматривает самооценку в структуре «Я-концепции», которая определяется им как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. 2 ««Я-концепция» – это относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе». 3 Из данного определении следует, что «Я-концепция» является системой отношений человека как к себе, так и к окружающему миру: людям, предметам, явлениям и так далее. Информация, полученная человеком из внешней среды, воспринимается им в контексте системы таких отношений, и, исходя из степени соответствия или несоответствия своим целям, из того, что в себе несет полученная информация – угрозу или одобрение, – человек строит свое поведение. Принято считать, что «Я-концепция» является ядром системы саморегуляции человека. В основе «Я-концепции» лежат самооценка и уровень притязаний. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. 1

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки заключается в определенном творческом отношении к собственной личности – в стремлении измениться, совершенствовать себя, и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта. 2 Самооценка является сложным образованием человеческой психики, которое возникающим на основе обобщающей работы процессов самосознания, которое проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Именно по этой причине в течение жизни самооценка имеет свойство изменяться. Если личность находится в постоянном развитии, соответственно будут меняться и ее представления о себе и отношение к себе.

Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе, социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения. Важно заметить, что самооценка всегда носит субъективный характер независимо от того, что лежит в ее основе – собственные суждения индивида о себе, интерпретации суждений других людей, или же индивидуальные идеалы или культурные нормы.

Насколько сложна и многоаспектна сама личность, настолько многоаспектно и содержание самой самооценки. Оно включает в себя совокупность ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. А.В.Петровский отмечает, что самооценка есть результат далеко не всегда отчетливо осознаваемый личностью, своего рода проекцией реального «Я» на «Я идеальное», что позволяет понять сложный, составной характер самооценки и выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентации, идеалов личности. 1

Для полноценной характеристики позиции личности недостаточно знать только лишь самооценку человека, необходимо также иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую она заслужила в социуме. Самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы – составляющие структуры личности, и человек объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего положения в обществе.

Чем более развит человек, тем больше у него оказывается видов и разновидностей самооценок. У маленького ребенка вообще трудно говорить о какой-либо самооценке, развитый человек различит у себя самооценку способностей и личностную самооценку, самооценку общую и самооценки частные, самооценку плавающую и стабильную, адекватную и нет, низкую и высокую, завышенную и заниженную и так далее. 2

Самый простой вид самооценки – оценка своей способности что-то сделать, с чем-то справиться – «Я умею», « Я могу». Другой вид самооценки – личностная самооценка, заключается в том, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место в жизни (например, «Я – лидер», «У меня сложный характер»). Сюда входит и видение своего статуса, и важные для человека социальные роли, жизненные задачи, которые человек оценивает как «мне по силам». Личностная самооценка и самооценка способностей внутри одного человека могут сильно различаться и не соответствовать друг другу. Личностная самооценка может быть как стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях, так и плавающая, которая будет зависеть от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи. 1

Частные самооценки – оценка человеком себя в различных жизненных сферах: на работе, учебе, в личной жизни, оценка своего интеллекта и физических способностей, а также конкретно-ситуативные самооценки: умение рисовать или умение сдать экзамен, не зная материала; таких самооценок может быть очень много, применительно к разным ситуациям.

У каждого человека существует своего рода «внутренний манометр» показания которого говорят о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет, т.е. он показывает уровень самооценки. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. 2 Высокий, средний и низкий – таковы основные уровни определения самооценки. При высоком уровне самооценки человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий, у него сформировано положительное отношение к себе, он умеет по заслугам оценить себя и свою деятельность. Средний уровень самооценки, говорит о том, что у человека может проявляться неуверенность в себе, неоднозначность при оценке своих действий, время от времени он старается подстроиться под мнение других людей. Когда уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе; самооценка может понижаться ситуативно. Низкая самооценка сопровождается системой установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе могут существенно затруднять межличностное общение, а также порождать внутреннее самоотчуждение человека. Индивиды, которые оценивают себя невысоко, ожидают, что окружающие относятся к ним так же. Личности с заниженной самооценкой острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими, однако, такие люди особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Люди с невысокой самооценкой чувствительны к критике и воспринимают ее как подтверждение собственной неполноценности, а комплименты в свой адрес принимают с настороженностью. В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многое другое. 1

В психологии также различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка представляет собой реальный взгляд личности на себя, а также достаточно объективную оценку собственных способностей, возможностей, свойств и качеств. Когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, самооценка является адекватной. Адекватная самооценка не однородна, у одних людей она высокая, у других более низкая. Неадекватная самооценка соответствует то личности, чье представление о себе далеко от реального, необъективно, мнение о себе резко расходится с тем, каким е считают другие. 2

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. При переоценке своих возможностей, результатов деятельности, личностных качеств самооценка является завышенной. Обычно такие люди самоуверенно берутся за работу, превышающую их реальные возможности, что при неудаче может привести к их разочарованию и стремлению переложить ответственность за них на обстоятельства или других людей. Ввиду завышенной самооценки человек нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. 1

Если же человек недооценивает себя, оценка самого себя является ниже той, которая есть в действительности, его самооценка – заниженная. Такая самооценка разрушает представление человека о его собственные успехах и хорошем отношении к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи он воспринимает как временные и случайные, положительная оценка окружающих зачастую воспринимается как насмешка, издевка. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, безразличия, самообвинения и тревожности. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека.

А.В.Петровский указывает, что самооценка непосредственно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. 2 Стремление к повышению самооценки в том случае, когда у человека есть возможность свободно выбирать уровень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны – стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе – соответственно снижается.

Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению. 1

2. Методики исследования самооценки личности

В настоящее время существует множество методик, которые позволяют рассмотреть самооценку человека на основании различных показателей. Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной и качественной характеристик. Так, например, с помощью коэффициента ранговой корреляции можно сопоставить представление личности о том, какими качествами она хотела бы обладать в первую очередь, во вторую и так далее – (Я идеальное) и обладает, по её мнению, в действительности в первую очередь, во вторую и так далее – (Я текущее). Важно, что в ходе исследования испытуемый производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, и не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном Я, это позволяет ему не говорить о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности позволяют составить представление о том, какова самооценка в количественном выражении. 1

Наиболее популярными методиками исследования самооценки личности на сегодняшний день являются следующие:

1) Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Данное исследование названо по именам двух ее авторов – Тамары Дембо, разработавшей данную методику с целью изучения представлений о счастье, и Суссаны Яковлевны Рубинштейн, которой принадлежит модификация методики Дембо для изучения самооценки. Если сравнить модификацию с первоначальным вариантом, то можно увидеть более расширенную методику и по количеству шкал (их стало 4 вместо одной – «здоровье», «ум», «характер», «счастье»), и по вариантам интерпретации. П.В. Яньшин предложил добавить еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Позже доктор психологических наук А.М. Прихожан ее также модифицировала, пополнив список еще тремя шкалами: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками, внешность». Вместо шкалы «счастье» была введена шкала «уверенность в себе». 2 В настоящее время существует множество вариантов и модификаций этой психодиагностической методики, но основные принципы остаются прежними. По результатам проведенной методики можно сделать вывод о трех основных параметрах самооценки: высоте, устойчивости и реалистичности. При проведении данного исследования необходимо учитывать все комментарии испытуемого, сказанные относительно полюсов, шкал и его положения на этих шкалах. Ученые отмечают, что внимательный анализ беседы позволяет сделать намного больше выводов о самооценке личности, чем простой анализ расположения отметок на шкалах.

2) Методика исследования самооценки личности по Будасси. Данная методика является одной из самых популярных в психологии, и дает возможность провести количественное исследование самооценки, выявив уровень и адекватность самооценки, отношение идеального и реального «Я». Стимульный материал представляет собой набор 48 свойств личности – «вдумчивость», «мечтательность», «развязность» и так далее. Основу этого метода составляет принцип ранжирования. Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Методика исследования Будасси предполагает самооценивание человека, которое может происходить двумя способами. Первым является сопоставление своих притязаний с реальными, объективными показателями своей деятельности. Вторым путем является сравнение себя с другими людьми . 1

3) Тест Кеттелла (16-факторный личностный опросник) – один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране, разработанный под руководством Р.Б. Кеттелла. Данный опросник ориентирован на выявление относительно независимых 16 факторов личности. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. 2 Фактор MD является дополнительным к основным 16-ти и выделен в личностной методике Кеттелла для форм С и D. Средние значения данного фактора характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, а также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым.

4) Методика исследования самооценки «Лесенка» В.Г.Щур помогает выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой, позволяющий оперативно выявить уровень самооценки и индивидуальный, при котором есть возможность выяснить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей. Стимульный материал представлен в виде лестницы из 7 ступеней на 1 ступени располагаются «самые хорошие ребята», на 7 – «самые плохие» , задача ребенка определить свое место на лестнице. Так как данная методика ориентирована на детей, то большое значение имеет создание атмосферы доверия, открытости, доброжелательности, необходимо обращать внимание на комментарии, которые дает ребенок в процессе исследования. 1

Также к исследованию самооценки у детей относятся такие методики как методика определения эмоциональной самооценки А.В.Захарова и методика самооценки «Дерево» Д. Лампен (модификация – Л.П. Пономаренко). Обе методики направлены на выявление уровня самооценки ребенка. В рамках первой методики исследования самооценки ребенок среди 8 кружков должен выбрать тот, в котором, по его мнению, он находится. Во второй методике стимульный материал представлен в виде нарисованного дерева с лесными человечками, каждый из которых имеет свое положение, свое занятие, у каждого свое настроение, задача ребенка выбрать фигуру, с которой он ассоциирует себя больше остальных. 2

5)Тест межличностных отношений Т.Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году и предназначена для оценки наблюдаемого поведения людей, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Данный опросник включает 128 оценочных суждений, представленный 8 типами отношений, которые образуются в 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений.

6) Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка. Данная методика применяется для диагностики самооценки таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Стимульный материал представлен в виде перечня психических состояний, присущих / не присущих испытуемому. В результате интерпретации результатов можно определить характерную для испытуемого степень выраженности исследуемых состояний. 1

Также к методикам исследования самооценки относятся следующие: методика А.И. Липкиной «Три оценки», с помощью которой определяется уровень самооценки, устойчивость или неустойчивость самооценки, аргументация самооценки; тест «Оцени себя сам», где можно выявить адекватную, неадекватно завышенную и неадекватно заниженную самооценку испытуемых; методика «Справлюсь или нет?», направленная на определение оценочной позиции, и многие другие методики.

В целом же методики диагностики самооценки личности направлены на выявление уровня самооценки, определение ее адекватности, на исследование общей и частной самооценки, а также на определение соотношения «Я реального» и «Я идеального».

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка несомненно оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на развитие его личности. Это субъективное личностное образование нашей психики. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми, а также она непосредственно связана с уровнем притязаний личности.

Существуют различные виды самооценки: выделяют самооценку способностей и личностную, общую и частные, плавающую и стабильную, адекватную и неадекватную, низкую, среднюю, высокую, завышенную и заниженную и другие.

Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Существует множество методик, которые позволяют рассмотреть самооценку человека на основании различных показателей. Наиболее популярными методиками исследования самооценки личности на сегодняшний день являются следующие: исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн, с помощью которой можно сделать вывод о трех основных параметрах самооценки: высоте, устойчивости и реалистичности; методика исследования самооценки личности по Будасси, которая позволяет провести количественное исследование самооценки, выявив уровень и адекватность самооценки, отношение идеального и реального «Я»; методика исследования самооценки «Лесенка» В.Г. Щур, помогающая выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди, и как соотносятся эти представления между собой; тест межличностных отношений Т.Лири, предназначенный для оценки наблюдаемого поведения людей, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я», методики самооценки «Дерево», «Три оценки», «Оцени себя сам» и многие другие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.

2. Бернс Р. «Я – концепция» и «Я – образы». Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Р.Бернс. – Самара: Бахрах, 2003. – с. 656 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г.Маклаков. – СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. – 581 с.

4. Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд., кн.1 Общие основы психологии [Текст] / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

5. Петровский А.В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 512 с.

6. Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] /М.Г.Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 254.

7. Всетесты.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vsetesti.ru/245/

8. Карпов А.В. Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm

9. Коллекция психологических методик «МетоДичка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodi4ka.com/dembo-rubinshteyn

10. Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс] / И.Кондаков, 2000. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/samocenka

11. Пиховкина Н.В. Психологи на b17.ru [Электронный ресурс] / Н.В. Пиховкина. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/3260/

12. Тестотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/34.html

13. Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_uroven_samoocenki

1 Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] / Е.Т.Соколова. – М.: МГУ, 1990. — 215 с.

2 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 512 с

3 Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.

4 Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс] / И.Кондаков, 2000. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/samocenka

5 Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm

1 Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Р.Бернс. – Самара: Бахрах, 2003. – с. 126.

2 Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.

3 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 254.

1 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 255.

2 Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm

1 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 256.

2 Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_uroven_samoocenki

1 Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_uroven_samoocenki

2 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 256.

1 Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд., кн.1. Общие основы психологии . [Текст] / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с.618.

1 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 256

1 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г.Маклаков. – СПб.: ООО «Питер Пресс». – 2008. – с.314.

1 Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] /М.Г.Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 254.

www.scienceforum.ru

Диагностика самооценки, уровня притязаний

Предлагаемая ниже методика представляет собой вариант известной методики Дембо — Рубинштейн. Данный вариант разработан А. М. Прихожан.

Оптимальным является использование методики на стадии массового опроса для выявления отдельных школьников и групп, требующих особого внимания со стороны педагогов и психолога, входящих в категорию риска.

Бланк методики, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога (Приложение 1).

Методика может проводиться фронтально- с целым классом или группой учащихся — и индивидуально с каждым школьником. При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам

предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый — больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10—15 мин.

Обработке подлежат результаты на шкалах 2—7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяется:

> уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

> высота самооценки — от «0» до знака «–»;

> величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «–»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

2. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем анализируемым шкалам.

3. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на

бланке испытуемого все значки «–» (для определения дифференцированности самооценки) или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности деятельности.

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и соответственно, тем меньшее значение она имеет и может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т. п.

Оценка и интерпретация результатов.

Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки — 500 чел., девушек и юношей примерно поровну.

Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (см. табл. 1, 2).

Показатели самооценки и уровня притязаний

Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний

Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний,

сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степенью дифференцированности самооценки и уровня притязаний.

Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что такие школьники отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях и прилагают значительные целенаправленные усилия по достижению этих целей.

Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки. Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой.

Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой обычно свидетельствует, что старшеклассник по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию.

В качестве дополнительных показателей используется анализ поведения во время эксперимента и результаты специально проведенной беседы.

Интерпретация особенностей поведения во время выполнения задания. Данные об особенностях поведения школьника во время выполнения задания дают полезную дополнительную информацию при интерпретации результатов, поэтому важно наблюдать и фиксировать особенности поведения школьников в ходе эксперимента.

Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что «работа глупая», «я не обязан этого делать», отказ от выполнения задания, стремление задать экспериментатору различные, не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими школьниками не менее, чем на 5 мин.) и др. служат свидетельством повышенной тревожности — вызванной столкновением конфликтных тенденций — сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность. Такие школьники в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись ответить «не так», «показаться глупее, чем есть», «хуже других» и т. п.

Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым в тоже время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок, зачеркиваний, как правило, указывает на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью и неустойчивостью самооценки. Слишком быстрое выполнение обычно свидетельствует о формальном отношении к работе.

Проведение беседы. Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки школьников проведение методики может быть дополнена индивидуальной беседой со школьником. После индивидуального выполнения работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, после фронтального проведения беседа обычно проводится после обработки результатов.

При проведении беседы необходимо выполнять основные требования к экспериментальной беседе:

> внимательно слушать школьника;

> выдерживать паузу, не торопить школьника;

> в тех случаях, когда школьник испытывает трудности при ответах на прямые вопросы (Почему ты так оценил свой ум? характер?) переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике с характеристиками, аналогичными тем, которые дал школьник и т. п.);

> задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор;

> не подсказывать «забытых» слов, выражений;

> задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы;

> держаться свободно, без напряжения;

> регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с указанными характеристиками речи школьника;

> не давать оценочных суждений, как вербальных, так и невербальных;

> эмоционально поддерживая школьника не высказывать вместе с тем чрезмерной заинтересованности в его ответах,

> общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного школьником.

studopedia.ru