Диагностика самооценки что это

/ Методики исследования самооценки

В течение 15-20 минут на листе бумаги напишите 20 ответов на вопрос «Кто я?». Записывайте ответы в такой форме и такой последовательности, в которой они приходят к вам в голову.

Шаг 1. Ответы анализируются по трем критериям:

1. Количество использованных слов или предложений (уровень самопрезен­тации).

Слово «презентация» означает «представление», «предъявление». Чем большее количество слов или предложений вы успели написать за отведенное время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Обратите внимание, вы использовали все 15 минут или прекратили работу раньше, решив, что все возможное о себе уже сказали? По­следнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный жесткий круг представлений о себе, и обычно он не стремится использовать возможность за­глянуть за эту границу, посмотреть, нет ли там чего-нибудь интересного или нужного.

Вначале обратите внимание, нет ли у вас повторяющихся ответов, например: 3. «Я себе не нравлюсь»; 4. «У меня некрасивый нос»; 7. «У меня слишком узкие пле­чи». Повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но при определении уровня самопре­зентации, того, насколько вы знаете себя и можете говорить о себе, все эти высказы­вания засчитываются как одно. Сколько осталось? Подчеркните и выпишите эту важ­ную для вас тему. Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит?

Если в сумме ответов у вас очень мало — не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного вы сами от себя скрываете?), или — что встречается чаще — просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми наиболее важны­ми, а чаще — всего лишь простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно?

От 9 до 17 ответов — средний, умеренный уровень самопрезентации. И здесь трудно сказать что-либо определенное. Кажется, человек знает себя, но, возможно, не очень хорошо; думает о себе, да как-то не очень много.

Те, у кого оказался низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить более полно. Чего вам не хватило: умения сделать над собой усилие или просто усердия? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно вам надо работать.

Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует о том, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя.

Если ответов у вас более 22, может быть, вы решили, что задача в том, чтобы написать как можно больше, и стали писать все подряд, лишь бы ваш список был дос­таточно длинен? Подумайте, не попали ли вы в ловушку «Кто больше?». Не стреми­тесь ли вы всегда только к выигрышу? Часто ли видите ситуацию соревнования там, где ее вовсе не предполагалось? Просмотрите свои ответы: сколько из них действи­тельно характеризуют вас, а сколько написано случайно, просто так?

Отмечено, что у неуверенных в себе людей уровень самопрезентации либо дос­таточно низкий (или средний, приближающийся к низкому), либо очень высокий (более 22).

2. Содержание ответов.

Если ваше самоописание начинается с таких слов, как «юноша», «мужчина», «девушка», «женщина», «жена», «муж», «сын», «брат», «живу в городе Н.», «живу на такой-то улице» и т.п., то вы использовали так называемые ролевые и формально-биографические характеристики. Посмотрите внимательно, сколько у вас таких ха­рактеристик, какое место они занимают в вашем автопортрете? Если их большинство, то получается, что вы — лишь сумма социальных ролей, возраста, других формальных характеристик.

Но где же в этом вы — такой, какой есть на самом деле? Людей, обладающих именно такими ролевыми и биографическими характеристиками, очень много. В чем проявляется именно ваша индивидуальность? Если зачеркнуть все эти ответы, что останется? Вы действительно больше ничего не видите в себе или выдвинули их впе­ред, чтобы не думать о чем-то другом? Тогда о чем? Действительно ли вы хотите спрятаться от самого себя?».

Мы уже упоминали о повторяющихся ответах, свидетельствующих о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. Это наиболее яркий и простой случай. Часто бывает так, что ответы как будто разные, но говорят об одном и том же. Например, о том, каким вы кажетесь другим людям, или о ваших планах на будущее, о проблемах с окружающими и т.д. Обычно так проявляются проблемы, наиболее важные для вас, те, которые во многом определяют ваше поведение, порой даже не­осознанно.

Есть ли у вас такая проблема? Какая она?

4. Время, на которое указывают ответы.

К какому времени относятся ваши ответы: к прошлому? К будущему? К на­стоящему? Может быть, они вообще вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому, почему так получилось? Ваше прошлое вам кажется лучше, чем настоящее? Или, напротив, в прошлом было что-то, что мешает вам жить и сегодня? Подумайте, не прячетесь ли вы во вчерашнем дне от сегодняшних задач и проблем? Или вы предпочитаете для этих целей день завтрашний и ваши ответы в основном о том, что будет завтра? Вот завтра вы найдете хорошую работу. Встретите свою «вторую половинку» и тогда. Подумайте, связывая все в своей жизни с будущим, что вы оставляете дню сегодняшнему? Каковы вы сегодня?

Если большинство ответов оказались вне времени, то есть они относятся к сегодняшнему дню так же, как к вчерашнему и завтрашнему, значит ли это, что у вас нет ощущения, что вы меняетесь, что каждый день ставит перед вами новые задачи? Вам нравится это ощущение стабильности, постоянства? А может быть, вы просто боитесь меняться, боитесь того нового, неизвестного, что может проявиться в вас? Не лишаете ли вы себя тем самым шанса приобрести какие-то новые качества, взгля­ды, идеи?

Свидетельством полноценного ощущения времени своей жизни будет высту­пать список, в котором в ответах сочетаются прошлое, настоящее и будущее, причем настоящего все-таки больше.

Шаг 2. Еще раз просмотрите свои ответы. Поставьте около каждого из них «+», если названное качество вам в себе нравится, «-», если не нравится, «О» если вам все равно, и «?», если вы не можете решить, нравится вам это в себе или нет. Посчитайте количество знаков.

Каких больше — положительных или отрицательных? А может быть, в основ­ном нули или знаки вопроса? Это свидетельство вашего отношения к себе — прини­маете вы себя или отвергаете, любите или нет, безразличны или сами не знаете, как вы к себе относитесь. Конечно, отношение к себе — более сложное понятие. Это лишь первые показатели. Но они тоже о многом говорят.

Шаг 3. Разделите ответы на четыре категории.

Я такой, потому что это зависит от меня (обозначьте этот ответ буквой Я).

Я такой, потому что это зависит от других (буква Д). От кого, кстати?

Я такой, потому что это зависит от случая, судьбы, рока (буква Р).

Я такой, потому что просто так получилось, это ни от кого не зависит (бук­ва Н). Этой же буквой отметьте ответ «Не знаю».

Теперь посчитайте, сколько у вас ответов каждой категории.

Каких ответов у вас больше? Если «Д» или «Р», возможно, вы считаете себя игрушкой в руках других людей или в руках судьбы. А может быть, вы вообще ду­маете, что человек — это то, что из него лепит жизнь, другие люди? Но не отказывае­тесь ли вы тем самым от самого себя, от того, чтобы чувствовать себя хозяином сво­его собственного «Я»?

Если у вас преобладает буква «Я», значит, вы точно ощущаете себя хозяином самого себя. Но если этих букв у вас больше 75% от общего количества ответов, за­думайтесь, не видите ли вы почти во всех случаях причину только в себе, не приводит ли это к тому, что вы пытаетесь контролировать в своей жизни все события? Другими словами, не объясняете ли вы все, что с вами происходит, какими-то свойствами, при­сущими именно вам? Не пришел вовремя троллейбус — это потому, что я такой неве­зучий. Пропало что-нибудь — это потому, что я такой невнимательный (как будто у других никогда ничего не теряется) и т.п. Особенно следует обратить на это внимание в тех случаях, когда у вас проявляется отрицательное отношение к себе.

Если чаще всего встречается буква «Н», возможно, вы опять от кого-то пряче­тесь или от чего-то убегаете, лишая себя шанса проанализировать и понять кое-что в себе, в своей жизни, в том, почему вам везет или не везет. Почему вы этого не де­лаете? Не хотите? А может, вы боитесь, что станете более беззащитным, неуверенным

в себе? Но если вести себя гак, то может получиться, что все ваши силы будут ухо­дить только на то, что в психологии называется выстраиванием защит, а для реальной деятельности, для реальной жизни просто не останется ни сил, ни времени.

Кстати, замечено, что на защиту и удержание ситуации в состоянии, в котором вы находитесь, не давая произойти дальнейшим событиям, сил уходит столько же, а иногда и больше, чем если бы вы позволили ситуации развиваться, а себе — двигаться вперед.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН

Методика предложена С.Я. Рубинштейн в 1970 г. В ней использован прием Т. Дембо, при помощи которого исследовались представления человека о своем сча­стье. С.Я. Рубинштейн ввела 4 шкалы вместо одной.

Стимульный материал. 4 линии длиной в 10 см. Под первой надпись «здоро­вье», под второй — «умственное развитие», под третьей — «счастье», под четвертой -«характер».

Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией: нижняя точка символизирует самое низкое развитие, а верхняя точка — наивысшее. На каждой линии необходимо отметить черточкой тот уровень, на котором, по-вашему мнению, находятся сейчас ваши достижения, а крестиком — уровень развития этих качеств или достижений, при котором вы чувствовали бы себя удовлетворенным.

Обработка результатов. После проведения методики подсчитывается количест­во сантиметров, отмеренных черточкой и крестиком на каждой линии. Количество миллиметров равно количеству баллов (54 мм = 54 балла). По каждой шкале подсчи­тывается:

а) уровень притязаний в отношении данного качества (количество миллиметров до отметки крестиком);

б) уровень самооценки (количество миллиметров до отметки черточкой);

в) величина расхождения между уровнем притязаний (а) и уровнем самооценки (б). Если а < б, то результат выражается отрицательным числом.

Количественная характеристика параметров

studfiles.net

Что такое СДВГ? Лечение и диагностика у детей и взрослых СДВГ

Что такое СДВГ? Это заболевание, которое достаточно распространено у дошкольников, а также у детей школьного возраста. Его основное проявление находит свое выражение в повышенной импульсивности, в дефиците внимания, а также в гиперактивности. При этом данная патология затрудняет у ребенка адаптацию в социуме.

Последние исследования убедительно доказали, что синдром СДВГ более чем у половины таких детей остается с ними на всю жизнь. При этом заболевание весьма негативно воздействует на формирование личности.

Что такое СДВГ в современном обществе? Это весьма актуальная проблема, обусловленная недостаточным уровнем диагностики и своевременного ее выявления как у детей, так и у взрослых.

В целом синдром СДВГ не является препятствием для полноценной жизни. Однако он во многом затрудняет отношения с близкими и коммуникационные связи с окружающими людьми.

Распространенность заболевания

Что такое СДВГ? Одни люди полагают, что это просто такой характер, другие принимают его за неправильное воспитание. Однако медиками подобное явление именуется не иначе как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

В связи с этим и можно с научной точки зрения разъяснить, что такое СДВГ. Патология представляет собой дисфункцию центральной нервной системы, которая проявляется в виде трудностей поддержания и концентрации внимания, нарушениями памяти и обучения, а также возникновением сложности при обработке эндогенной и экзогенной информации.

СДВГ считается одним из самых распространенных расстройств психоневрологического характера, наблюдаемых в детском возрасте. Чаще его можно встретить у мальчиков. Распространенность патологии находится в пределах от 2 до 12 процентов.

Когда патология дает о себе знать?

Заболевание может иметь изолированный вид, а также сочетаться с другими поведенческими и эмоциональными нарушениями. Его первые проявления, как правило, отмечаются у 3-4-летних детей. В этом возрасте патология пока не является жизненной преградой. Однако ребенок, поступивший в школу, сразу начинает ощущать дополнительные сложности.

Ведь к его интеллектуальным возможностям и к личности начинают предъявлять уже более высокие требования. Как правило, только в школьные годы становится очевидным тот факт, что у ребенка нарушено внимание. Это является основной причиной трудностей при освоении школьной программы, слабой успеваемости, заниженной самооценки и неуверенности в себе.

Опасность заболевания

Дети, у которых наблюдается СДВГ и гиперактивность, обладают нормальным или даже высоким интеллектом, но при этом они, как правило, учатся в школе плохо. Кроме трудностей в обучении такие учащиеся имеют дефекты концентрации внимания, часто отвлекаются, обладают импульсивным поведением и страдают от проблем при взаимоотношениях с окружающими.

Если диагноз невролога – СДВГ, что это может означать? Кроме плохого поведения и учебы такие дети, взрослея, могут попасть в группу риска с антисоциальными и девиантными формами поведения. То есть стать алкоголиками, наркоманами и т. д. В связи с этим становится крайне важно распознать уже самые ранние проявления патологии, для того чтобы начать ее лечение.

Проявления патологии у детей

Какие имеет СДВГ симптомы? У детей болезнь может прослеживаться уже начиная с грудного возраста. Малыш много капризничает и хнычет, постоянно «зависая на руках». Однако родители, не владеющие информацией о СДВГ, порой принимают такое поведение своего чада за должное. Такой ребенок отличается повышенной двигательной активностью, делая зачастую хаотичные движения руками и ногами.

Малыш засыпает с трудом и долго просыпается. Его беспокоят головные боли, но родители могут просто не догадываться об этом, так как сказать им кроха еще ничего не может. У таких деток наблюдается также и задержка речи.

Однако все вышеперечисленные симптомы могут иметь и другие причины, которые вовсе не имеют отношения к СДВГ. Именно поэтому диагностика синдрома гиперактивности у деток грудного возраста может быть проведена только опытным специалистом.

Когда ребенок достигает дошкольного возраста, то выявить у него заболевание намного проще. Ведь в этот период симптомы приобретают более выраженный характер. Родители начинают отмечать, что поведение их чада очень отличается от поведения сверстников. Так, ребенок с синдромом гиперактивности буквально зацикливается на возникающих у него желаниях, требуя их срочного исполнения. Кроме того, он часто капризничает, не поддается ни на какие уговоры, становится неуправляемым, не слушая при этом ни родителей, ни воспитателей детского сада. Порой такой дошкольник бывает очень шумным, не в меру общительным и может болтать без умолку. Он не способен участвовать в спокойных играх, легко отвлекается и быстро забывает. Его внимание ускользает даже при выполнении самых простых заданий. Порой у взрослых возникает ощущение того, что ребенок просто игнорирует то, что ему говорят.

Такие детки нетерпеливы. Они не могут усидеть на одном месте, находясь в непрерывном движении, крутятся, словно заведенные волчки, дергают ногами и постоянно пытаются куда-нибудь залезть. Дошкольникам с синдромом гиперактивности сложно играть со своими сверстниками и общаться с ними.

Особенно остро при СДВГ симптомы у детей проявляются в тот период, когда они идут учиться. Для такого ребенка становится непосильной задачей сидеть за партой в течение всего урока. Порой, не дождавшись перемены, он встает и начинает ходить по классу. Иногда такие школьники выкрикивают с места, даже не дожидаясь вопроса учителя, и часто перебивают его. Подобный симптом гиперактивности длится у ребенка не более пятнадцати минут. После этого он полностью теряет интерес к уроку и начинает заниматься своими делами, никак не реагируя на замечания педагога. Он просто не слышит его и совершает действия, о которых впоследствии даже не помнит.

Для школьника подобная пауза является небольшой передышкой, во время которой его мозг производит аккумуляцию новой энергии. После этого ребенок вновь становится активным и включается в работу.

Таким детям важно двигать головой, крутиться и вертеться. Такое состояние вестибулярного аппарата помогает им совершать осознанные действия. Если физическая активность будет снижена, то она повлечет за собой и падение активности мозга.

Что характерно для ребенка с СДВГ? Отзывы окружающих отмечают его подверженность к депрессиям и частым переменам настроения. Нередко такой школьник теряет свои вещи. Ему трудно общаться со сверстниками и учиться. Причем проблемы с организованностью и концентрацией становятся преградой для достижения успехов и при занятиях спортом. Такой результат, как правило, приводит к занижению самооценки.

Проявление патологии у подростков

Чаще всего диагноз СДВГ невролог ставит детям. Однако страдают от этого заболевания и многие подростки. Основными его симптомами являются импульсивность и невнимательность, а также гиперактивность. Причем все эти проявления СДВГ у подростков оказывают серьезное влияние на их жизнь.

Старшие школьники не способны к обучению. Для них характерны перепады настроения и беспокойство. Помимо этого, подростки с таким диагнозом нередко проявляются из-за своего проблемного поведения и вызывающего оппозиционного расстройства.

Правильно и своевременно поставить диагноз СДВГ очень важно. Ведь патология оказывает негативное влияние на многие стороны жизни подрастающей личности.

Симптомы СДВГ у подростков сходны с теми, которые наблюдаются у детей. В этом перечне находятся:

— патологически высокий уровень отвлекаемости;

— неспособность к концентрации внимания.

В этом возрасте из-за наступления полового созревания симптомы болезни СДВГ часто усугубляются. Для таких подростков совершенно обычным является то, что они забывают задания, путают учебники и скучают на уроках. Нередко у таких детей отмечается невнимательность или, напротив, нетерпение, когда они не дожидаются вопроса учителя, чтобы дать нужный ответ. Такие школьники поспешно выполняют задания и часто перебивают педагога. Во время урока им сложно все время находиться за партой, и они постоянно крутятся и суетятся.

Если диагноз невролога – СДВГ, что это может означать? Для подростков особые риски несет в себе вождение. Ведь они импульсивны и, как правило, неадекватно оценивают ситуацию, гоняясь при этом за острыми ощущениями. Вероятность того, что юные водители с СДВГ попадут в аварию, повышается в 2-4 раза.

Еще одной опасностью подросткового возраста для таких больных является склонность к употреблению алкоголя. При этом спиртосодержащие напитки усугубляют проблемы, вызванные СДВГ.

Проявления патологии у взрослых

СДВГ в МКБ-10 (международной классификации болезней) отводится целый раздел для описания ее номенклатуры (F-90.0). Каждый из диагнозов обладает отдельной кодировкой в зависимости от того, какие преобладающие симптомы наблюдаются у человека.

Подобные признаки более всего имеют отношение к маленьким пациентам. Ведь в более взрослом возрасте часть из них своего проявления не находит. Но при этом появляются новые симптомы. Например, обычно не наблюдается гиперактивность у женщин и мужчин во взрослом возрасте. Подобное можно объяснить изменениями в энергетическом ресурсе организма, который приходит с годами.

СДВГ у взрослых проявляется в основном в форме дефицита внимания, которое выражено неустойчивостью поведения. Люди, обладающие подобным симптомом, затрудняются выполнять каждодневные рутинные дела. Им, например, нелегко разложить вещи, убраться в доме или подсчитать семейный бюджет. Самым негативным проявлением данной болезни является разрушение семьи из-за постоянных конфликтов и ссор. И это самое первое, что можно услышать в жалобах людей с СДВГ. После этого идут трудности на рабочем месте, когда становится невозможным выполнение своих непосредственных обязанностей.

Кроме того, люди с таким диагнозом нередко оказываются за чертой асоциальности.

Дополнительно симптомы СДВГ во взрослом возрасте проявляются в следующем:

— неумении выслушать своего собеседника до конца;

— сложности соблюдать такт во время общения;

— забывчивости своевременного приема лекарств;

— незаинтересованности происходящими вокруг событиями;

— сложности занятия одним видом хобби;

— неспособности проявить амбиции для продвижения по карьерной лестнице;

— в отсутствии долгосрочных планов;

— легкой отвлекаемости от дела;

— неспособности накопления денег;

— сложности удерживания спонтанного высказывания;

Порой такие люди, которым сложно придерживаться в разговоре такта, выкрикивают свои мысли вслух. При этом они даже не успевают подумать о том, уместно ли это в данном случае. Подобное действие является импульсивным и не поддается контролю со стороны человека.

Людям, которым поставлен диагноз СДВГ, сложно водить машину. Они не способны сконцентрироваться на движении, вовремя заметить дорожные знаки, составить для себя картину с задних зеркал, а также действовать согласно складывающейся ситуации.

СДВГ у взрослых не позволяет им насладиться чтением. Исключение могут составлять только наиболее интересные темы, которые захватывают буквально с первых строк. То же самое касается и просмотра кинофильмов. Люди с СДВГ не могут досмотреть ленту до конца и полностью понять ее сюжет. Как правило, терпение у них заканчивается уже в первые минуты нахождения перед экраном.

Из-за чего возникает синдром, установить до сих пор не удалось. Но ученые уверены, что причиной болезни может стать совокупность нескольких факторов, которые нарушают работу нервной системы. Среди них те, которые нарушают формирование нервной системы у зарождающегося плода, что приводит к его кислородному голоданию и даже к кровоизлияниям в ткань мозга, а именно:

— загрязненность окружающей среды, для которой характерна высокая концентрация вредных веществ в воде, в продуктах питания и в воздухе;

— прием лекарственных препаратов беременной женщиной;

— воздействие на плод никотина, наркотиков и алкоголя;

— инфекции, которые мать перенесла во время беременности;

— иммунологическая несовместимость, вызванная конфликтом резус-факторов;

— стремительные или осложненные роды, которые привели к травмированию позвоночника или головы новорожденного;

Причиной возникновения СДВГ могут также стать и некоторые факторы, негативно влияющие на работу мозгла младенца. Среди них:

— болезни, во время которых температура тела ребенка поднималась выше 39 или 40 градусов;

— применение определенных лекарственных препаратов с нейротоксическим действием;

— тяжелые почечные патологии;

— пневмония и бронхиальная астма;

— порок сердца и сердечная недостаточность.

Кроме этого, существует теория о возникновении СДВГ из-за генетических факторов. Согласно данному предположению 80 % случаев патологии связано с изменениями в гене, регулирующем производство дофамина и активность дофаминовых рецепторов. В результате этого происходит нарушение в передаче биоэлектрических импульсов между клеточками мозга. При этом болезнь проявляется не только при имеющихся генетических отклонениях, а в их совокупности с неблагоприятными факторами окружающей среды. Неврологи полагают, что именно это негативное влияние способно повреждать ограниченные участки мозга. В связи с этим несогласованно и с опозданием развиваются некоторые психические функции, в том числе волевой контроль, производимый над эмоциями и импульсами. Подобная теория подтверждается тем фактом, что дети с СДВГ имели нарушения биоэлектрической активности и обменных процессов в передних мозговых зонах лобных долей, что подтвердили проводимые исследования.

Диагностика патологии у детей

Выявить заболевание у ребенка дошкольного возраста можно только при наблюдении за его поведением. Причем данные должны быть собраны в привычной для малыша среде: при общении с родителями и воспитателями, во время прогулки, игр с друзьями и посещения детского сада. Диагноз СДВГ может быть поставлен малышу только при оценке его активности и внимательности, мыслительных и прочих процессов. Для школьников в этом случае применяют специальную поведенческую шкалу.

Заниматься данной проблемой должен детский психиатр. При этом особый акцент специалист делает на жалобы учителей, родителей, а также на анамнез ребенка.

Оценивая модель поведения, врач должен выслушать школьного психолога и ознакомиться с внутрисемейной обстановкой. Для постановки диагноза ребенка следует наблюдать в течение полугода. В это время должны присутствовать как минимум шесть симптомов из тех, что перечислены ниже, а именно, если он:

— совершает ошибки по невнимательности;

— не слышит и не слушает собеседника;

— постоянно теряет личные вещи;

— избегает выполнения задач;

— отвлекается на малейшие шумы;

— раскачивается и ерзает на стуле;

— встает в то время, когда это не разрешено делать;

— во всем желает быть первым;

— никогда не дожидается своей очереди;

— совершает необдуманные поступки.

Диагностика патологии у взрослых

Медики придерживаются мнения о том, что гиперактивность не может возникнуть в старшем возрасте. Она непременно переходит из детской формы болезни. В связи с этим на первом этапе диагностики СДВГ проводится анкетирование, которое позволяет выявить симптомы этого заболевания, проявлявшиеся ранее. Картина об имеющемся расстройстве формируется на основании информации о детстве, которая поступает от самого человека, а также от его близких и родных. Врач при этом особое внимание уделяет изучению поведения человека в школьные годы, его успеваемости в этот период и имеющихся замечаниях педагогов. Кроме этого, обращается внимание на условия и темпы развития человека в детском возрасте.

На следующем этапе производится общемедицинское обследование. Оно включает в себя выявление возможности развития любого неврологического или соматического заболевания, ставшего причиной возникновения подобных симптомов. При этом пациенту назначаются электрокардиография и МРТ, а также компьютерная томография.

Как избавиться от СДВГ? Лечение при наличии синдрома дефицита внимания должно быть предпринято обязательно. Не стоит дожидаться того момента, когда человек полностью избавится от рассеянности и невозможности концентрации внимания. Это само собой не придет.

При этом должна быть произведена и коррекция СДВГ, которая представляет собой целый комплекс необходимых мероприятий. Если подход к решению проблемы был осуществлен своевременно и грамотно, то устранить симптом гиперактивности становится задачей вполне реальной. Конечно, по мнению специалистов, шансы полностью излечить СДВГ невысоки, но контроль внимания и коррекция поведения у такого больного вполне достижимы.

Положительных результатов достичь намного проще, если начать лечение СДВГ у детей в самом раннем возрасте. Устранение гиперактивности при этом возможно в подростковом периоде.

Лечение СДВГ станет максимально эффективным, если оно будет сочетать в себе медикаментозный курс и психотерапию. Другими словами, оно должно быть комплексным.

В качестве фармакологических препаратов таким больным назначают психостимуляторы. Причем лечение СДВГ у взрослых в этом плане ничем не отличается от того, что проводится маленьким пациентам. Разница может быть только в дозировке.

Основной недостаток психостимуляторов кроется в непродолжительном их воздействии на организм. В связи с этим их прием понадобится осуществлять каждые четыре часа. Подбор препаратов должен производить врач с учетом индивидуальных особенностей и возраста больного.

Синтетические лекарственные средства рекомендуется чередовать с приемом успокоительных травяных отваров. Это может быть чай с корнем валерианы ромашкой или мятой.

Важная роль в избавлении от патологии отводится сбалансированному питанию. В ежедневном меню больного должно присутствовать большое количество витаминов и микроэлементов, а также омега-3 жирных кислот.

В комплекс мер по устранению патологии должны быть включены и нефармакологические методики в виде поведенческой коррекции и выполнения физических упражнений.

Обязательным компонентом лечения взрослого человека является его работа с психологом. Кроме этого, большой популярностью среди пациентов пользуются тренинги для релаксации и поведенческая терапия. Для нормализации отношений на работе и в семье желательно не забывать о психотерапии, в ходе которой выявляются имеющиеся проблемы в общении, что также способствует лечению такого заболевания, как СДВГ.

www.syl.ru

Повышение самооценки

Самооценка человека – это его отношение к собственной личности, которое формируется посредством оценки своих плохих и хороших качеств. Однако такое мнение складывается не только из субъективного взгляда индивида на себя, но и из ряда факторов, которые по-разному влияют на развитие и утверждение самооценки. Заниженные представления человека о собственной персоне чреваты довольно серьезными проблемами, как в его повседневной жизни, так и в психологическом плане. Именно поэтому повышение самооценки в психологии считается очень важным фактором достижения гармонии с собой и счастливого существования человека в целом.

Что мешает повышению самооценки

Прежде чем рассматривать самые эффективные способы повышения самооценки личности, необходимо разобраться, какие основные причины мешают человеку чувствовать уверенность в себе.

Следует отметить, что иногда истоки неоправданно заниженной самооценки лежат в детском возрасте человека, что обусловлено, как правило, отношением родителей к ребенку и методами воспитания. Но бывает и так, что подобный комплекс развивается с годами, то есть его провоцируют различные жизненные обстоятельства. И если человек не находит в себе силы бороться с проблемой, со временем она только усугубляется, активно способствуя и развитию комплекса неполноценности.

Рассмотрим самые распространенные причины, мешающие повышению самооценки личности:

  • Негативный настрой окружающих;
  • Критика окружающих людей;
  • Зацикленность на собственных неудачах;
  • Постоянное сравнение себя с другими;
  • Слишком высокие приоритеты.
  • На самом деле негативно настроенных людей в обществе гораздо больше, чем тех, кто старается всячески подбадривать и вселять уверенность в ближнего. Поэтому повышение самооценки в психологии зачастую связывается с окружением человека. Если его постоянно убеждают, что он все делает плохо или неправильно, постепенно он начинает в это верить.

    То же касается и критики. Неважно как, качественно или нет, выполнена работа: всегда найдутся те, кто будет ее критиковать. Здесь уже вопрос в собственных комплексах критикующих: таким образом они как бы самоутверждаются, однако делают это за счет других. Следует избегать общения с такими людьми либо не придавать значения необоснованным замечаниям.

    Повышению самооценки также мешает зацикленность на прошлых неудачах и ошибках, что приводит к ненужному обобщению: человек начинает думать, что если у него что-то не получилось, то в следующий раз будет так же. Это грозит тем, что он вообще перестанет пробовать свои силы в чем-то и предпочтет ни за что не браться.

    Сравнение себя с другими людьми также служит одной из главных причин заниженной самооценки. Нередко на этом фоне в человеке пробуждается такое вредное качество, как зависть. Он постоянно думает, что если бы у него были такие же способности, как у другого, он бы достиг лучших результатов. На самом деле следует опираться на собственные возможности и ставить цели, исходя из них.

    Повышение самооценки в психологии нередко связывают с умением соответствовать своим приоритетам. Когда же цели и замыслы слишком трудные и для их осуществления требуется немало времени, человек решает, что они ему не под силу и начинает винить себя. Такой опыт приводит к тому, что он вскоре отказывается от планирования собственной жизни, опираясь на мнение, что у него все равно ничего не получается.

    Методы повышения самооценки

    Для того чтобы помочь человеку обрести уверенность в себе и в собственных силах, психологи используют различные методы повышения самооценки. К тому же, если человек способен осознать свою проблему, он может применять их самостоятельно без помощи специалистов.

    Рассмотрим самые эффективные способы:

  • Откажитесь от постоянной самокритики;
  • Простите себя за прошлые ошибки и откажитесь от комплекса вины;
  • Постарайтесь извлечь ошибки из прошлых неудач и рассматривать их как нужный опыт;
  • Откажитесь от разрушительных стереотипов и привычных негативных мыслей;
  • Занимайтесь любимым делом и не отступайте от своих принципов;
  • Прекратите жалеть себя и оправдываться;
  • Планируйте собственную жизнь;
  • Доводите начатые дела до конца;
  • Обращайте больше внимания на свой внешний вид;
  • Попрощайтесь со всеми страхами;
  • Научитесь любить себя таким, какой вы есть.

Методы повышения самооценки на этом не исчерпываются, но если следовать хотя бы половине данных пунктов, можно добиться желаемого результата совсем скоро.

Техники повышения самооценки

На сегодняшний день существует большое количество специальных техник повышения самооценки. Многие из них не требуют никаких особых усилий, и человек может проводить их самостоятельно. Приведем самые распространенные варианты:

Для осуществления техники повышения самооценки с помощью саморекламы необходимо на листке бумаги написать короткий текст о себе самом. Ключевым моментом здесь является акцент на своих лучших качествах и достижениях. Нужно представить, что это характеристика собственной персоны, которая требует преподнести себя с лучшей стороны. Данный текст необходимо перечитывать ежедневно.

Зеркало – это дополнение к описанной выше технике повышения самооценки саморекламой. Для выполнения этого метода следует каждый день перед зеркалом перечислять свои хорошие качества и говорить себе приятные вещи. Нужно разговаривать с собой как с близким человеком, которого вы очень любите и хотите, чтобы он узнал, за что. Кстати, такой способ является очень эффективным и приводит к положительным результатам очень быстро.

Повышению самооценки очень способствует ведение так называемого дневника побед. В отдельную тетрадь необходимо ежедневно записывать все успехи и достижения, которых вы добились за день. Это могут быть даже самые маленькие радости и незначительные удачи. Важно, чтобы каждый раз вечером вы смогли записать в дневник хотя бы 4-5 пунктов. Впоследствии прочитывание такой тетради будет оказывать положительное влияние на самооценку и придавать уверенности в своих силах.

Последняя техника требует хорошей концентрации, поэтому она немного сложная, но вместе с тем и очень эффективная. В данном случае для повышения самооценки следует мысленно создать себе новый образ. То есть четко представить, каким вы себя хотите видеть. Чем детальнее вы будете представлять этот образ, тем легче будет его реализовать.

www.neboleem.net

Диагностика самооценки

Рассмотрение методов изучения личности и психологических тестов, используемых для оценки персонала. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и ее интерпретация. Проведение тестирования и анализ результатов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан

Интерпретация методики Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан

Описание и прогноз

На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности 1990-х годов мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки персонала затруднен. Конечно, кроме тестов известны разные методы изучения личности, и каждые решают свои задачи.

Современные исследования в области искусственного интеллекта и опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, открывают новые возможности в области психодиагностики. В частности, М. Г. Доррер с соавторами показали, что при помощи аппарата нейронных сетей возможно удовлетворение потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели.

Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.

Термин «тест» впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)

Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.

Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов.

Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования.

Значительное распространение тестирование получило в психотехнике для профессионального отбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны 1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов.

Наибольшее развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20 миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для школ.

С конца прошлого века эксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов (суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалось убеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическим процессам.

Для чего нужны психологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.

Составление тестов строится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека — это самооценка. Что такое самооценка человека? Мы часто слышим такое понятие, как «самооценка». Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое?

Самооценкой называют представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком. Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном. Существуют разные отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека. Заниженная оценка личностью себя — большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека. Адекватная самооценка — нормальное соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек ведет себя адекватно ситуации. Завышенная — практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Это значит, что автор вопросника должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером.

Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании.

Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации.

Для своей курсовой работы я взял методику Дембо-Рубинштейн, так как результаты, данного теста являются наиболее «чистыми» в связи с тем, что проводящий эксперимент, почти не влияет на ответы подопытного.

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан

Данная методика, позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах.

Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешность», «признание сверстников», а также изменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

В инструкции к тесту, говорится, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой «-» уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость. Шкалы в тесте Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы: здоровье; способности и ум человека; его характер; пользуется ли он авторитетом у сверстников; умение делать что-то самостоятельно, своими руками; уверенность в себе; внешность человека. Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу — «здоровье». Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

Интерпретация методики Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан

Расшифровка показателей Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

Показатели уровня притязаний Адекватный — 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности. Высокий — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики. Низкий — ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки Адекватная — 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам. Завышенная — 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как «закрытость для опыта», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей. Заниженная — менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн.

Тесть проводился спонтанно, заранее о нем не сообщалось. Согласилась сразу, почти без раздумий. В ходе проведения теста, вела себя спокойно, была видна заинтересованность.

Время, потраченное на тест 6 мин.

Место проведения теста, дом испытуемой.

Показания по тесту:

Уровень притязаний 76 балов

Показатели уровня притязаний Адекватный — 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.

Высота самооценки 65 балов.

Уровень самооценки Адекватная — 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.

Исходя из данных, которые мы имеем, наша подопытная имеет адекватный уровень притязаний и самооценку.

По тесту Дембо-Рубинштейна, предлагается оценить себя в нескольких областях своей жизни: здоровье, ум, умение что-то делать своими руками, внешность и др. Проходя данный тест, человек оцениваетсебя, относительно знаний и умений, которые у него есть и которые он хотел бы развить или приобрести.

Пример: возьмем рассматриваемые стороны жизни из теста Дембо-Рубинштейн, ум и умение делать что-то руками, которые наиболее нам подходят и помогут сформировать наиболее точно представление о том, что я хочу донести.

И так, испытуемый, во время прохождения теста, обращается к своей памяти и тут он уже сравнивает себя с кем либо другим, либо со своим идеалом, тоесть, ум (я знаю два стихотворения на изусть, Ваня знает четыре, а Петя Петя только одно) и умение делать что то своими руками ( Ваня на уроке труда, не смог сделать стул, я сделал, но не так хорошо как Сергей, а хотелось бы сделать ещё лучше.).

Данные примеры, помогут нам увидеть, что уверенность в себе, зависит от знаний или умений человека, в тех или иных областях его жизни.

Результаты, полученные в результате проводимого теста, помогут определить, «как» или «где» человек видит себя в разных аспектах своей жизни, что поможет выявить слабые стороны и уже работать над ними, тем самым повышая самооценку и уверенность в своих силах.

Как это можно сделать?

Я считаю, что предоставляя людям информацию, как написать заявление, как заработать денег в интернете, как читать, и формируя у них необходимые навыки и умения, работы на компьютере, игры в футбол, приготовления пищи и т.д.

Почему именно так?

Потому что человек боится того чего он не знает и не умеет.

Ребенок, боится темноты, потому что не знает что там, но стоит его родителям включить свет, и все, страх уходит, потому что он видит, что там нет ничего страшного, никаких монстров, никаких приведений.

Молодой человек, боится устраиваться на не знакомую, новую для него работу, потому что не знает, что его ждет. Но устроившись, поработав какое-то время, он понимает, что все у него получается, что работа не такая уж и сложная, что коллектив относится к нему хорошо, а начальник не такой плахой как ему рассказывали.

Тот же молодой человек, боится знакомиться с девушками, потому что считает, что он не красивый и не интересный, он не знает как отреагирует девушка на его «привет , меня зовут Анатолий, давай познакомимся», он не знает о чем говорить с девушкой и как себя с ней вести. Предоставив информацию, о чем говорить с девушкой, как себя с ней вести и сформировав навык знакомства, потренировавшись со знакомыми или другими девушками мы, таким образом, повысим самооценку и сформируем уверенность в том, что у него все получится, не только в данной ситуации но и в ситуациях по которым, умения знаниях и навыках, которые мы предоставим и проработаем.

Внедрение методики знаний и навыков можно осуществлять абсолютно на всех уровнях, этапах и возрастах человеческой жизни.

Школа, рабочие места, учебные заведения и это не весь перечень мест, где можно внедрять данную методику в народные массы.

Внедрив данную методику мы получим более уверенную личность, направленную на достижение все больших целей и реализации своего потенциала, ведь развитие его, по мнению В. Франкла является смыслом жизни который человек определяет для себя.

1. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110 — 128.

2. Педагогическая практика: программа и методическое обеспечение / Сост. И.Ф. Бережная, К.М. Гайдар, Л.А. Кунаковская, З.Д. Черемисова. — Воронеж, 2004.

3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике.— М., 1970.

4. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. — СПб.: Речь, 2007. — 320 с.

5. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности.— СПб.: Питер, 2004.

6.Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с. (Серия «Психологическая коллекция»). —ISBN 5-04-00S753-9

7..Немов, Р. С. Психология. Книга 3. М., ВЛАДОС ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002.

8.Основы психодиагностики под.ред. Шмелева А.Г. «Феникс» Ростов -на- дону. 1996

9.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — 7-е изд. — Спб.:Питер 2005.- 688 с.

10.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М Словарь-справочник по психодиагностике. — 2-е изд., перераб. И доп. — Спб.: Питер, 2003. — 528 с.

11.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. — 164с.

12.Носс И.Н Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: Издательство «КСП+», 1999. — 320с.

13. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Спб., 2000. — 440

Размещено на Allbest.ru

Сущность и понятие психодиагностики межличностных отношений, ее методы. Понятие и объект психодиагностики. Методика изучения самооценки (Т. Дембо — С. Рубинштейн). Статусное положение детей с различным уровнем самооценки. Эмпирическое исследование.

Изучение логического мышления учащихся старших классов и изучение мотивации учебной деятельности школьников. Исследование самооценки — методика Дембо–Рубинштейн в модификации Т.М. Габриял. Методика определения преобладающего типа темперамента.

Анкетирование. Требования к составлению анкет. Факторный опросник Кеттела. Интеллектуальный блок. Эмоционально-волевой блок. Коммуникативный блок. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Оценивание личных качеств.

Исследование самооценки по методу наблюдения, беседы и по методике Дембо-Рубинштейна. Диагностика реактивности объекта путем полевого наблюдения, на основе дневниковой записи, ретроспективного отчета, наблюдения и полустандартизированной беседы.

Психологические особенности личности старшеклассников. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси по заранее заданным качествам. Корреляционный анализ показателей самооценки и уровня притязаний. Анализ и интерпретация результатов исследования.

Юность как возрастной период психического развития. Выявление уровня психологического благополучия. Методика «самооценки» Дембо-Рубинштейн. Изучение ценностных ориентаций. «Шкала тревожности» А.М. Прихожан. Личностный рост как чувство самореализации.

Рассмотрение теоретических и эмпирических исследований проблемы взаимодействия детей младшего возраста в школе интернатного типа. Анализ результатов по методике определения самооценки Дембо-Рубинштейн, уровня эмпатии и структуры групповых взаимоотношений.

Понятие личности в социальной психологии. Проблемы и методы социально-психологического исследования личности. Зависимость личностной самооценки ребенка от его социального статуса. Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо — С. Рубинштейна.

Понятие самооценки. Развитие самооценки в онтогенезе. Роль самооценки в развитии межличностных отношений. Характеристика методик определения самооценки личности. Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по Будасси.

Чувство взрослости подростков, их целостные ориентации. Формирование самооценки личности в пубертатный период, влияние родителей. Результаты методики определения самооценки у мальчиков и девочек по Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейну, ее адекватность.

otherreferats.allbest.ru